Чутье редактора

mysli

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Я твердо убежден: только в интернет-СМИ редактор раскрывается как профессионал. Работа в газете не дает реального представления о попадании во вкус аудитории, процесс отказа от подписки на одно издание и выбор другого очень инерционный, здесь действует масса сдерживающих факторов. В интернете сдержек нет: если редактор выбирает неудачные темы для своих журналистов, он немедленно начинает терять нелояльных читателей и ослабляет связи с лояльными. Через какое-то время уйдут и последние: в интернете нет никаких договоров кроме социальных, закрыть одно окошко и открыть другую закладку не составляет труда. Это не на почте оформлять подписку на новую газету.

Оффлайновые СМИ показывают свою беспомощность в интернете. Приход в Сеть для них большой стресс, здесь не могут добиться ощутимого успеха даже такие монстры как «Комсомольская правда», а наращивают аудиторию издания, никогда не работавшие в традиционной форме.

Почему так происходит? Потому что у пришлых редакторов нет чутья. Чутье — это опыт, помноженный на знания, и щепотка интуиции. Третий ингредиент, он из разряда врожденных талантов, потому его пока отставим в сторону. Первые два можно получить за время учебы и работы, однако если вы находитесь в редакторском кресле газеты, опыт будет накапливаться чрезвычайно медленно. Здесь все просто: нет моментального фидбэка от читателей — нет и понимания, что им «заходит», а что остается вне внимания.

Редактор интернет-СМИ не имеет права совершать ошибки одну за одной. Он вынужден искать ключ к читательскому интересу, анализировать и прогнозировать спрос на тот или иной материал. Самый простой способ рассчитать потенциал статьи — это мысленно представить аудиторию, в которую она «попадает».

Возьмем два примера: материал о системе оплаты проезда в общественном транспорте Минска и репортаж с выставки «Тайны тела», где показывают анатомические подробности устройства землян. Какая из статей зайдет больше? Ответ, казалось бы, очевиден: разумеется, про автобусы-троллейбусы. Но, клянусь, он не очевиден для оффлайновых редакторов!

Правило очень простое. Редактор должен стараться играть на бытовом поле интересов читателя. Раскрывать любой вопрос с точки зрения бытового применения, помогать делать правильный выбор, передавать важные знания, применимые в ежедневной практике. Один миллион человек ежедневно спускается в столичное метро и еще какие-то сотни тысяч передвигаются на наземном транспорте. Это все ваши потенциальные читатели, если вы выбираете тему оплаты проезда.

Сколько из этой орды пойдет на выставку «Тайны тела»? Хорошо если 50 тысяч за все время ее работы. Вот она, ваша лояльная аудитория статьи про пластинированные трупы.

Хорошо, не все ж бытом живут. Есть и другие запросы: любопытство, интерес, страх, раздражение — все эти чувства тоже могут быть удовлетворены работой редактора. Человек может искать ответ на вопрос, нужно ли ему тратить деньги на выставку «Тайны тела» или нет. Он хочет понять, страшно ли там. Ему любопытно, как все это устроено и в теории он не против глянуть фотокарточку-другую, чтобы, что называется, составить личное впечатление. В лучшем случае это еще 50 тысяч человек — баш на баш. Итого сотня. Сотня вашей потенциальной аудитории.

Ходит ли вся эта сотня на какой-то один сайт или читает одну газету? Нет конечно. В зависимости от вашей доли рынка, нужно искать пропорцию, рассчитывать возможности выбранной темы. Потом все идеально сделать с заголовком, лидом, набором фотографий — читателя еще нужно заставить нажать ссылку.

Остается не так много, даже если тема выбрана грамотно.

Однако в жизни не все описывается чистой математикой. За годы работы редактором я научился стоически принимать необъяснимые флуктуации, происходящие с волнами читательского интереса. Не единожды в моей практике были случаи, когда потенциальная бомба оказывалась позорным пшиком, а проходная тема, на которую никто не ставил как на локомотив трафика, вдруг выстреливала оглушительным залпом.

Я долго думал, почему так происходит, и можно ли минимизировать риски, и нашел, пожалуй, лишь один ключик к решению проблемы. Это — максимальное абстрагирование редактора от узких трендов. Если общаться с определенной прослойкой людей и составлять впечатление о реальности по ленте фэйсбука, можно подумать, будто всем нужно читать, например, про модные показы. На самом деле вовлеченность широкой аудитории в тему модных трендов не столь высока, если выйти из фэйсбука.

За кружечкой пива с директором Holiday.by мы как-то обсуждали тему так называемого пакетного туризма и туризма самостоятельного с лоукостами, хостелами и прочими штуками. Я предположил, что туристическая индустрия переживает тяжелые времена и давление самостоятельных туристов на отрасль будет только расти. Каково же было мое удивление, когда он сказал, что в реальности равновесие почти не изменилось! Два или сколько-то там процента населения готовы планировать свой отдых за компьютером, 98 выбирают пакеты от турфирм.

Откройте ленту фэйсбука — там только ленивый не слетал еще лоукостом в Барселону. Так кажется.

Или вот: высунув язык я бегал по поселку Ждановичи, снимая улицу имени Василя Быкова, ожидая, что пост в блоге будет иметь соотносительный с посещаемостью успех, ведь ничего больше белорусам не надо, как назвать улицу именем классика литературы. А получился самый нечитаемый пост за все время существования моего личного проекта.

Но, уверен, не все объясняется таким вот непопаданием в тренды из-за замыленного глаза. Есть какие-то вещи в информационном поле, которые можно назвать «предожиданием общества». Общество еще вроде бы не думает о проблеме, она не дискуссионная в широком смысле, однако ее можно выявить, оседлать и возглавить волну интереса. Такое в моей практике тоже бывало.

Когда мы делали проект про доходы и расходы граждан и первым выпуском дали историю девушки Ирины (впоследствии получившей прозвище Ирина «Тримохито»), это был как раз тот случай, когда проект прогремел громом и фактически развернул Onliner.by в сторону еще более широкой аудитории. Его потом скопировали все кому не лень, но было поздно: сливки собрали мы.

Как родилась идея? Я листал журнал одного популярного в Беларуси блогера и обратил внимание на его привычку вести подсчеты всей домашней бухгалтерии, за что он постоянно подвергался насмешкам со стороны подписчиков. Идею докрутил в голове, создав правила конкурса и стал ждать письма. Ко дню первого выпуска пришло лишь два — от Ирины и парня-переводчика с доходом в несколько тысяч долларов.

Дальше схема была следующей: в интернете сильны шовинистические чувства по отношению к девушкам, не менее сильны к приезжим. А Ирина себе «позволяет» еще ходить по клубам, пить мохито и наслаждаться жизнью.

Письмо парня, увы, было отставлено в сторону, а заверстана история Ирины.

Это и есть чутье.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Zorg

    Авторизовался, кароч. Такая инфа.

    • Денис Блищ

      Спасибо, я ценю

      • Zorg

        Есичесна, не понимаю с чего ты взял, что Быков взорвет пуканы. Если на этой улице не построил особняк Генпрокурор или Чиж — это обычная улица. Не лучше Уманской.

        • Денис Блищ

          У меня не было цели «взрывать пуканы». Просто пост о том, чего все хотят — улицу Быкова. Оказалось, что нет, никому не нужна она.

          • Zorg

            Как по мне — это очевидно. Кому она нужна — не читают твой блог.

          • Денис Блищ

            Меня читают самые разные люди, так что не факт, мне не было очевидно

          • Zorg

            Разные, но улица никому из них не нужна))

  • Alexandr Malkou

    А может аналог «битвы редакторов- экстрасенсов» замутить на онлайнере?
    Тема же!
    :)

    • Денис Блищ

      Кому это интересно? :) Это в рамках бложика хорошо поразмышлять

  • Sergeve

    Абсолютно правильная мысль про замыливание взгляда.
    Человек всегда вращается в своем мирке. Схожие доходы, схожие взгляды… проходит пара лет и ты начинаешь думать, что у всех так…

    • Денис Блищ

      Профессиональная деформация )

  • Sergey

    Признайся, твои обеденные похождения стало читать меньше людей

    • Денис Блищ

      Да, но публиковать я их продолжу

  • Раиса Савкова

    о дааа…, на историю «Иратримохито» я впервые зашла на онлайнер, как на сайт, а не на как «что-то купить»..

  • Вадим Станкевич

    Это всё очень хорошо, но мало применимо для сайтов, где, кхм, в понимании вашего г-на Стельмаха, который выступал у Зиссера на каком-то ДИ, «джинса». Например, тот же Хабрахабр. Здесь описана модель подбора контента для сайтов с монетизацией на основе каких-то неконтентных сервисов, каким, собственно, и является Онлайнер. На сайтах, где основным двигателем монетизации является контент, генерируемый за деньги заказчика, всё гораздо сложнее. Думаю, что если бы пост такого содержания писала, к примеру, г-жа Золотова, советы звучали бы совсем по-другому:)

    • Денис Блищ

      Ничего сложнее нет. Я бы написал и на эту тему, но не хочу учить своих конкурентов уму-разуму. Можно делать проект с проплаченными статьями вполне себе интересно.

  • Вадим Станкевич

    Я бы написал и на эту тему

    http://q99.it/7KehbXo

    А выступить не хотите? У нас будет в январе мероприятие, где будем учить писать айтишников, они вроде не конкуренты:)

    • Денис Блищ

      А у вас это где? :)
      Я в январе немало времени буду за границей, дат свободных мало.

  • Вадим Станкевич

    Напишу подробности на почту

  • Anthony Marchenko

    то что гуманитарии называют «чутьём», нормальные люди называют обученной нейронной сетью. работает для всех профессий. Если время получения фидбэка длинное — обучение не происходит. Так например, хирурги постоянно совершенствуются, ибо практически сразу понятен исход операции. А вот мамологи нет. Нет разницы между только что обученным мамологом и врачом с 10-ти летним стажем.

    • Денис Блищ

      Хамло

      • Anthony Marchenko

        посредственность

        • Денис Блищ

          Так и запишем — хамло и посредственность :D

          • Anthony Marchenko

            Денис, если будет время, подумай пожалуйста над заменой отображения комментариев к сайту для возможности видеть иерархию дискусси. Мне кажется стоит поменять плагин в WP c hypercomments на православный https://disqus.com

  • Victor Sheryshev

    И как газеты существовали столько лет….

    • Alexandr Malkou

      по наитию))

    • Денис Блищ

      Времена изменились, изменились и обстоятельства. Сейчас газетам очень тяжело.

  • Вадим Станкевич

    Антон, время на комменты тут есть, а ответить мне — нет?:(

  • blisch

    Тест

    • Бармалей

      Тест

      • Денис Блищ

        Работает!

        • Бармалей

          Слава Егерям!

  • Автоизация через конташу пропала, беда печаль. Прошлая система коментов была полный трэш конечно.

  • Ed

    Егерям слава!