За девять лет существования этого блога у меня были десятки рекламодателей самого разного калибра и специализации: коммерческие застройщики, банки, страховые компании, студии дизайна квартир, сайтов и SEO-магии — в общем, реально целый букет. Парадокс в том, что ни в блоге, ни в инстаграме (с суммарной аудиторией порядка 150 тысяч человек в месяц на обеих площадках), посвященных в основном изучению окружающего мира, никогда не бывает рекламодателей из сферы туризма. Точнее, я помню только одного — букинговый сервис vetliva.by. В какой-то момент мне даже стало интересно, почему так и как вообще устроен бизнес какого-нибудь турагента, и я познакомился с несколькими управляющими профильных компаний. С одной мы даже заключили предварительное соглашение сделать спецпроект по приморской Украине, но потом наступило 22 февраля 2022 года. Впрочем, то была лишь флуктуация, инспированная мной, а не естественный ход вещей. Короче, я ходил и думал, как бы дать знать миру, что реклама туристических услуг в краеведческом блоге это очень разумное маркетирование этих самых услуг, однако в итоге пришел к выводу, что пост в фэйсбуке в лучшем случае вызовет тупой срач о формулировках, а не о сути, и полностью забил на идею. Ну, не берут рекламу туркомпании и бог с ним. Тем не менее, настал тот день, когда я хочу сделать попытку. Я хочу обратиться к маркетологам и управляющим операторов и агентов, занимающихся египетским направлением или к людям, которые знают маркетологов и управляющих с просьбой дать им ссылку на пост. У меня есть предложение посотрудничать.
Один человек, с которым я разговаривал на тему экономики туркомпании, обрисовал мне египетский турпакетный продукт так: большой конвейер, работающий на небольшой марже. В цепочке необходимых трат, обязательных платежей и скидок клиентам, умеющим торговаться, в прибыль с чека уходит хорошо если 50 долларов или даже меньше.
Думаю, он не врал. Да, допускаю наличие некоего коридора маржи, в котором существуют продавцы — кто-то умеет лучше оптимизироваться, кто-то получает получше цены от оператора и, соответственно, имеет больше прибыли. Но однозначно это не то место, где в 2023-м году можно сделать состояние.
Очевидно, при таком раскладе лидогенерация не может похвастаться сколь-нибудь серьезными бюджетами. Думаю, стоимость приведенного клиента в египетский тур лежит в пределах 30-100 долларов в зависимости от стоимости продукта с учетом всех затрат (контекст, полиграфия/наружка у кого они есть, SEO, закупка позиций в классифайдах, баннерки-шманнерки и так далее).
В общем, в этом деле все на тоненького. Ничего удивительного, что пандемия, а теперь еще и войны в Украине и Израиле положили на лопатки очень многих. Закашлялся конвейер, и по цепочке ломается все остальное, потому что низкая маржинальность, отсутствие какой-либо подушки безопасности и так далее. В одной компании (их специализация Турция) мне так и сказали: нам нужны дешевые клиенты и больше нам ничего не нужно, потому что вся эта машина должна крутиться.
Этим ребятам я предложил поучаствовать в партнерском спецпроекте в блоге: я еду за своим краеведческим контентом в Турцию, а они получают под сотню микроинтеграций на всех этапах реализации контентного цикла, то есть в сторис и ленте инстаграма, в личном фэйсбуке и твиттере, в телеграм-канале и, наконец, в самом блоге, который еще и одевается в брендинг на все время публикации проекта (обычно 2 месяца). Вот как это было с разными (но только не туристическими) компаниями:
Два месяца подряд я стимулирую запоминать бренд-поставщик турецкого отдыха в Беларуси, только блогом охватывая около 150 тысяч уникальных пользователей. Вот соответствующий диапазон, взятый из Метрики Яндекса в момент написания поста:
И это только одна точка касания. Есть еще куча других касаний за два месяца на самых разных позициях (по ссылке подробно) — все они толкают определенный месседж, выбранный на этапе согласования. Утрированно, что-то вроде «Турфирма АБВ равно Турция, больше не ищите».
Увы, ребята отказали, сославшись на то, что проект не принесет им достаточное число клиентов и не окупится.
Мы могли бы еще какое-то время подискутировать об уместности такого понятия как «окупаемость» в рекламе в широком смысле слова (потому что окупаемость применительно к контексту это ок, а ко всему остальному не ок), но сути бы это не изменило. Турфмирме нужны дешевые лиды из интернета, и она живет, пока спроса хватает на всех — такова ее стратегия.
И все же я верю, что в Беларуси есть агенты или операторы, которые смотрят в будущее и видят свое место в нем. Что они задумываются о бренде, об имидже, об эмоциональной составляющей турпродукта, даже если речь идет о пакете в Хургаду. Что у них есть хотя бы желание вырваться из порочного круга «прибыли в $50 с чека», так как такой прорыв невозможен лишь в рамках ценовой конкуренции на рынке — нужно что-то большее.
Давайте будем честными: ваша реклама у меня скорее всего «не окупится», если измерить ее окупаемость через промокоды сразу после выхода. Я зуб даю, что она не окупается даже на потоке в метро — очень многие пытаются отследить лиды через печать промокода на рекламном постере в вагона. Это работает очень плохо, потому что если бы работало, то в вагоне не осталось бы свободного места от рекламы с промокодами на что угодно.
Но, в отличие от метро, у меня есть вечные позиции, которые нужно купить только один раз и они всегда будут приносить касания. Вот, например, был пост об уже упомянутом агрегаторе Vetliva.by: спустя шесть лет после публикации он продолжает жить в поисковых машинах, получая 20-40 прочтений ежедневно от людей с целевыми запросами.
Кроме того, прими агрегатор участие в каком-нибудь моем контентом проекте, он получил бы вечную позицию на карте постов, прошитой через весь блог — она внизу любой страницы.
Да, сейчас наконец начнется предметный разговор про Египет.
В середине декабря я хочу съездить в эту страну за контентом — привезти 25-30 постов в блог и столько же в инстаграм. Меня в меньшей степени интересует курортная часть Красного моря, хотя обязательно побываю и там. Да, я буду делать тексты, большая часть которых не касается пакетного туризма — про Каир, Александрию, Асуан и так далее. Другие будут касаться — про Гизу, Луксор и ту же Хургаду. Это вообще не так важно, потому что реклама ваших услуг в лифте минской многоэтажки и близко не имеет отношения к содержимому постера с группой самых разных объявлений. Она просто там, где есть люди, а люди у меня есть, причем такие, которые еще не разучились читать и интересуются окружающим миром — порядка 150 тысяч суммарно по всем площадкам в месяц и порядка миллиона в год.
Я ищу партнера для контентного проекта по Египту. С меня водопады микроинтеграций и полноценных интеграций:
— пост в блог чисто о вас (как тут)
— 25-30 постов в блоге с упоминанием о вас cо ссылкой на сайт (как тут)
— упоминания в трех десятках постов в инстаграме (как тут)
— упоминания в множестве сторис в инстаграме
— пост в телеграм-канале
— пост в фэйсбуке
— пост в твиттере
— брендинг блога на весь период публикации проекта (порядка двух месяцев)
— некоторые другие позиции на период проекта
— вечные позиции — в постах из поездки, на карте путешествий — они проживут в поисковых машинах еще годы после выхода.
Стоимость участия 5000 рублей (с договором: 75% до, 25% после). Подробно обо всех позициях: pr.com.by/catalog
Адрес для предложений все тот же: denis.blisch@gmail.com
Не упустите.