Что насчет эмоционального интеллекта, журналисты?

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

В 1998-м году я поступил на подготовительные курсы факультета журналистики БГУ и по заданию преподавателя русского языка написал сочинение. Тему, к сожалению, забыл, а вот реакцию наставника на мой дурацкий опус помню до сих пор: он сказал мне что-то вроде «журналист должен быть всегда гуманистом». За скучной фразой кроется очень важное: без высокого эмоционального интеллекта в профессии делать нечего. Давайте разберемся с этой штукой.

Почему-то так получается, что, говоря о журналистах, всегда подразумевается необходимость быть эрудированным и в курсе всех происходящих событий, но мало говорится об умении взаимодействовать с окружающей действительностью. Это и есть эмоциональный интеллект, эмпатия, но не между двумя индивидуумами, а между журналистом и социумом.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом осознает свои эмоции, умеет ими управлять и «общаться» с миром. Другими словами, когда я писал сочинение и рассказывал в нем преподавателю про злое человечество, я был эмоционально беден, что типично для подростка в период становления личности. Кругом враги, мир враждебен, надо выживать.

Если вы думаете, что это не проблема, то я говорю: огромная проблема! Она проявляется по-разному, но я хочу показать два типичных ее вида.

Часто так бывает, что журналист не скрывает своего личного отношения к объекту описания. Готовясь к репортажу, интервью, он заранее формулирует доказательства своей точки зрения, которая неизбежно будет торчать огромными ушами из готового текста. Еще не получив в руки продукт, не придя на презентацию, не побеседовав с героем, в голове автора рисуется некая «форма для печенья», в которую будет заливаться тесто материала. В итоге текст выходит агрессивным или пренебрежительным по тональности, журналист всеми силами пытается доказать, что он прав, хотя у него для этого может не быть никаких оснований.

Здесь можно было бы привести примеры по украинскому конфликту, но конфликт переформатировал задачи СМИ по обеим сторонам — от информирования к пропаганде.

Однако примеров хватает и в Беларуси. Когда пишут о льготниках, о «понаехах», о низкооплачиваемых профессиях, о белорусском искусстве и вообще обо всем белорусском. Закрывая глаза на одну сторону и открывая их на другую, автор сознательно искажает действительность, транслируя ее читателю. Льготники обязательно гадят в подъездах и рожают детей ради квартир, а «понаехи» заполонили весь Минск — «сидели бы в своем Мухосранске».

Второй вид проявления низкого эмоционального интеллекта, когда одно издание ведется на другое, когда кто-то хочет кому-то что-то доказать. Вот новички melom.by «отвечают» российскому «Снобу» — развенчивают мифы про Минск, описанный в заметках какой-то российской дурочки.

Реально, это действительно так важно — объяснять ей как растут одуванчики и пишется правильно имя поэта Якуба Коласа? Ну, только ради трафика — чтобы обиженные за оболганный Минск крякнули от удовольствия — «Так ей!». Такие тексты разумно размещать в том же издании, где был написан первый. Связаться с редакцией «Сноба», объяснить свою позицию. Настоящая творческая задача.

В общем, я к чему. Будьте на позитиве, смотрите на мир широко, улыбайтесь ему, радуйтесь ему, знакомьтесь с людьми, разглядывайте в них хорошее, встречайте новый день как новый день возможностей. В противном случае хотя бы не идите в журналисты.

Хороших выходных!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!