Что насчет эмоционального интеллекта, журналисты?

desktopwallpapers.org.ua_10439

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

В 1998-м году я поступил на подготовительные курсы факультета журналистики БГУ и по заданию преподавателя русского языка написал сочинение. Тему, к сожалению, забыл, а вот реакцию наставника на мой дурацкий опус помню до сих пор: он сказал мне что-то вроде «журналист должен быть всегда гуманистом». За скучной фразой кроется очень важное: без высокого эмоционального интеллекта в профессии делать нечего. Давайте разберемся с этой штукой.

Почему-то так получается, что, говоря о журналистах, всегда подразумевается необходимость быть эрудированным и в курсе всех происходящих событий, но мало говорится об умении взаимодействовать с окружающей действительностью. Это и есть эмоциональный интеллект, эмпатия, но не между двумя индивидуумами, а между журналистом и социумом.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом осознает свои эмоции, умеет ими управлять и «общаться» с миром. Другими словами, когда я писал сочинение и рассказывал в нем преподавателю про злое человечество, я был эмоционально беден, что типично для подростка в период становления личности. Кругом враги, мир враждебен, надо выживать.

Если вы думаете, что это не проблема, то я говорю: огромная проблема! Она проявляется по-разному, но я хочу показать два типичных ее вида.

Часто так бывает, что журналист не скрывает своего личного отношения к объекту описания. Готовясь к репортажу, интервью, он заранее формулирует доказательства своей точки зрения, которая неизбежно будет торчать огромными ушами из готового текста. Еще не получив в руки продукт, не придя на презентацию, не побеседовав с героем, в голове автора рисуется некая «форма для печенья», в которую будет заливаться тесто материала. В итоге текст выходит агрессивным или пренебрежительным по тональности, журналист всеми силами пытается доказать, что он прав, хотя у него для этого может не быть никаких оснований.

Здесь можно было бы привести примеры по украинскому конфликту, но конфликт переформатировал задачи СМИ по обеим сторонам — от информирования к пропаганде.

Однако примеров хватает и в Беларуси. Когда пишут о льготниках, о «понаехах», о низкооплачиваемых профессиях, о белорусском искусстве и вообще обо всем белорусском. Закрывая глаза на одну сторону и открывая их на другую, автор сознательно искажает действительность, транслируя ее читателю. Льготники обязательно гадят в подъездах и рожают детей ради квартир, а «понаехи» заполонили весь Минск — «сидели бы в своем Мухосранске».

Второй вид проявления низкого эмоционального интеллекта, когда одно издание ведется на другое, когда кто-то хочет кому-то что-то доказать. Вот новички melom.by «отвечают» российскому «Снобу» — развенчивают мифы про Минск, описанный в заметках какой-то российской дурочки.

Реально, это действительно так важно — объяснять ей как растут одуванчики и пишется правильно имя поэта Якуба Коласа? Ну, только ради трафика — чтобы обиженные за оболганный Минск крякнули от удовольствия — «Так ей!». Такие тексты разумно размещать в том же издании, где был написан первый. Связаться с редакцией «Сноба», объяснить свою позицию. Настоящая творческая задача.

В общем, я к чему. Будьте на позитиве, смотрите на мир широко, улыбайтесь ему, радуйтесь ему, знакомьтесь с людьми, разглядывайте в них хорошее, встречайте новый день как новый день возможностей. В противном случае хотя бы не идите в журналисты.

Хороших выходных!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • novostnik

    «не скрывает своего личного отношения к объекту описания»
    И простейшие комментарии так пишут. На ТВ и лица корчат, не стесняясь. Тот преподаватель должен быть рад за тебя, гуманизма в этом тексте хоть отбавляй.
    Я смело еще добавлю — чувство такта должно быть, своего рода дипломатия, видимо. Нет всего этого.

  • Mary

    «Еще не получив в руки продукт, не придя на презентацию, не побеседовав с героем, в голове автора рисуется некая «форма для печенья», в которую будет заливаться тесто материала» Поправьте, пожалуйста, эту беду с деепричастным оборотом.
    А подметили, конечно, важную вещь.

  • Иван Сидоров

    …В противном случае хотя бы не идите в журналисты…

    Это недоразумение! Вы не подскажете, как отсюда выйти через 20 лет?:-(

    • Денис Блищ

      Только в гроб :(

      • Иван Сидоров

        Не худший вариант:-)

  • sickboy

    «Говоря о журналистах, всегда подразумевается необходимость…»
    «Не побеседовав с героем, в голове автора рисуется некая «форма для печенья»…»
    Там у вас на журфаке журналистов и корректоров отдельно готовят, да?

    • Денис Блищ

      Не претендую на статус корректора, но ошибки — это плохо :(

      • sickboy

        Денис, извини, но разные подлежащие в «теле» предложения и деепричастном обороте — это не ошибка. Это какая-то лингвистическая фригидность. http://www.irbis.vegu.ru/repos/11564/HTML/0049.htm

        • Это авторский стиль.

        • Денис Блищ

          Не надо так тужиться, я умею писать

        • Тут мне подсказывают, что в деепричастном обороте нет подлежащего. Рядом сидит филолог.

        • Тут еще мне филолог подсказывает, что фраза «подлежащее в деепричастном обороте» говорит о филологической фригидности.
          Вердикт такой. Денис неправильно построил предложение, но это авторский стиль или стилистическая ошибка.

          • sickboy

            «филологической фригидности»
            Некомпетентности. Но вы меня уели.

          • Иван Сидоров

            Много читающие рано или поздно начинают ненавидеть литературу. Потому что на выходе от неё — ноль.

  • Хух, отлегло, в журналисты не пошел.))

    • Иван Сидоров

      Гавно работа — «зуб» даю. Старый журналист — хуже старого пи…ораса. Ни денег, ни уважения, ни благополучия. Семья — в ж…опе. Время проходит в беготне по идиотским копеечным интервью, герои которых уже намного моложе самого интервьюирующего. Кидайте, пока не поздно.