Восемь простых советов пишущим блогерам, если они хотят быть блогерами

blog

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Когда у меня просят совет, кого из блогеров в Беларуси читать, то я даже теряюсь. Потому что жизнь белорусского блогера скоротечна, и состав отечественной «блогосферы» постоянно меняется. Абсолютному большинству не хватает запала выдержать даже полгода регулярного обновления ленты, так что совет получается слишком очевидным — горстка блогеров, которая не исчезает с горизонта, и так известна всем. Однако стране всегда нужна свежая кровь! Без притока новых героев, мыслей, идей все деградирует, блогосфера не исключение. Поэтому я решил набросать несколько простых советов блогерам, решившим начать писать на публику, чтобы они не уходили раньше срока. Это не советы «сделать блог успешным», «научиться на нем зарабатывать» или что-то подобное. Успешным блог может сделать только его автор. Я хочу предупредить некоторые трудности, о которых не догадываешься в самом начале.

До того, как я перейду непосредственно к советам, хочется сказать пару слов о выборе площадки. Не считая различных маргинальных каналов (к которым я отношу пока даже Telegram), есть всего три варианта. Первый — Facebook. Возможность связываться с неограниченным количеством людей и пользоваться алгоритмами распространения записей — в рамках которых хорошие посты получают больше аудитории сами по себе, за счет своего качества, — оптимальный набор инструментов для тех, кто решил «стать блогером». В конце концов Facebook может быть стартовой площадкой для чего-то большего. Немаловажен и тот факт, что аккаунт в крупнейшей социальной сети не обязывает строить из каждого поста полноценную историю, это может быть небольшое наблюдение, мысль, заметка, характерная для старой школы ЖЖ. Собственно, современный русскоязычный Facebook во многом втянул в себя авторов «Живого журнала», скажем так, «непрофессиональных блогеров», ведущих стандартные дневники.

Тренд на персонификацию, отказ от образов-аватаров, характерных для раннего интернета, подкосил ЖЖ и увел публику в социальные сети. Но сам по себе ЖЖ обладает огромным потенциалом благодаря арсеналу зарекомендовавших себя инструментов. Собственно, стать звездой в белорусском ЖЖ понятно как — достаточно регулярно писать интересные тексты, а дальше механизмы рейтингов и редакционных выборок неизбежно вытолкнут новоиспеченного героя наверх. Да, на это может уйти не один месяц или даже несколько лет, однако план действий в целом ясен. В белорусском ЖЖ (как и во множестве других сфер нашей жизни) очень низкая конкуренция.

Наконец, можно завести отдельный сайт. Это самый сложный путь, но у стэндэлоуна есть определенные плюсы. Правда, минусов больше: заливать трафик на отдельный блог очень-очень сложно, никаких случайных посетителей, подкинутых мощными платформами типа ЖЖ и Facebook, здесь не будет.

На мой взгляд ЖЖ и стэндэлоун нужны тогда, когда вы хотите писать stories — что-то среднее между дневником и публицистикой, полужурналистские материалы, рассказывающие о том, что интересует вас. Facebook же, повторюсь, более удобен для заметок обо всем, при этом в любом стиле — типично бытовом или более профессиональном.

Если подвести итог этому вступлению, то отдельный сайт я заводить не советую, а выбор площадки делать на основе планов относительно формата текстов. Я, например, обновляю свой аккаунт в Facebook текстами, которые выходят только там — по сути это моя вторая площадка. Тоже вариант.

Ну а теперь, собственно, советы.

1. Вначале я хочу пойти от обратного. Не заводите блог, если вас по жизни ни от чего не прет. К сожалению, реальность такова, что абсолютное большинство людей ничем не увлекается, даже если у них хорошая карьера, глубокий опыт в специальности и высокий доход. Практика показывает, что зачастую это несвязанные характеристики — увлечение жизнью во всем ее многообразии и личный успех. Например, можно быть очень хорошим врачом, спасать жизни и помогать людям, но при этом действовать без доли творчества в своей работе, чисто механически. Именно творческая составляющая является определяющей в прогнозе жизнеспособности блога. Бывает и обратный вариант. Человек очень увлечен, но к писательству не приспособлен…

Обязательно настанет момент, когда захочется бросить все, особенно вначале, не дождавшись моментального «признания» широкой публикой, и тогда только вдохновение сможет поддержать блог. Если автору интересен процесс ретрансляции своих наблюдений, чувств, интересов, то тексты пишутся практически сами. И это очень чувствуется — когда автора прет от того, что он делает, и когда его не прет.

В общем, это главная причина смерти блогов. Через какое-то время оказывается, что сказать миру больше нечего (а он и не слушал, собственно): накопленные темы иссякли, а где брать новые непонятно.

2. Я апологет частого и постоянного обновления блога. Это позволяет нарабатывать лояльную аудиторию и приучать читателей заходить на страничку постоянно — каждый день, раз в неделю, раз в месяц — но заходить. Если обновления происходят очень редко, то и привычка забегать проверить как дела не появляется. Остается надеяться только на те каналы, которые доступны через площадки размещения блога. Да, в ЖЖ и Facebook есть лента друзей, они новый пост (условно) не должны пропустить, когда бы он ни вышел, но создатели популярных платформ тоже не дураки. Их задача стимулировать постоянную генерацию нового контента, поэтому придуманы различные хитрости типа социального капитала, рейтингов и т.д. Меньше пишешь — меньше аудитории. Больше пишешь — больше аудитории.

3. Этот совет проистекает от первого. Разумнее всего рассказывать о том, что увлекает лично вас. Футбол, военная техника, космос, медицина, общественный транспорт, самолеты, юриспруденция — вот темы блогеров, которые у меня в друзьях. При этом я бесконечно далек от космоса, а транспортными системами городов увлекаюсь исключительно на бытовом уровне. Однако я читаю эти блоги, потому что они написаны увлеченными людьми. Увлеченные люди заряжают своим энтузиазмом, умеют рассказывать интересно и выдавать, как я называю, «секретики».

Мой блог может показаться в этом смысле политематическим, так как увлекаюсь я много чем. Это так, однако и в рамках моего блога есть основные темы (Минск, еда, транспорт, путешествия), а есть дополнительные, и в реальной жизни занимающие не так много места в моей повестке (музыка, книги, кино, etc).

4. Я советую держаться немного особнячком. Не бегать за толпой дармоедов ради попадания в фотоотчеты с тусовок, но и не транслировать высокомерие. Тусоваться там, где интересно, а не там, куда просто зовут. Поддерживать хорошие отношения с компаниями и коллегами по цеху. Однако не следовать в угоду бизнесу ради поддержания этих отношений. Они никуда не денутся, а доверие читателей может быстро иссякнуть.

5. Еще я бы посоветовал, как ни парадоксально это звучит, не следовать запросам читателей. Практика показывает, что вокруг блогера формируется большая или маленькая аудитория (сообразно его харизме и личности), примерно совпадающая ценностями и интересами. Лишние люди будут отсеиваться, нужные прилипать, и всегда будет соблазн «вбросить», чтобы охватить как можно больше читателей — ведь толпа в худшем смысле слова только этого и ждет. Да, это рабочий сценарий, но в долгосрочной перспективе бесполезный и даже вредный. Важно формировать определенный образ, быть ожидаемым для своих читателей (хотя концепция постоянного наброса тоже в какой-то мере ожидаема, просто не моя). Этому помогает равномерное следование однажды выбранному направлению.

6. Я рекомендую делать план постов наперед. Это очень помогает! Отсутствие плана сказывается и на качестве материала, и на количестве: в какой-то момент вы просто будете не знать, что делать и при этом испытывать внутренний конфликт — «я же должен написать в срок». В итоге пост либо не выходит, либо он плохой по качеству, сделан на коленке. Это в свою очередь приводит к демотивации и принятию плохого опыта как единственно возможного.

Полезно завести в смартфоне какой-нибудь Google Keep и создавать заметки на основе пришедших идей, рамочные темы будущих текстов. Например, на днях я ехал в метро и увидел рекламу сервиса Biletix, недавно заработавшего в Беларуси. В голове всплыло, что это странный сервис — он берет комиссию за оформление билетов, в то время как существуют безкомиссионные альтернативы. Появляется приближение темы. Можно ли сравнить подобные сервисы? В чем смысл существования Biletix? Впрочем, именно эта тема в итоге не выгорела — чего-то существенного, за что можно было зацепиться, я не нашел.

В Google Keep распланирована вся моя деятельность: как редактора проектов Artox (текущие дела, задачи), как блогера (темы, идеи, запросы на платные статьи), как индивидуального предпринимателя (дебиторская задолженность, текущие проекты, планы). Некоторые темы для блога требуют еще большей структуризации, поэтому тоже подвергаются описанию списками.

7. Я советую развивать группы поклонников на наиболее популярных площадках. По многим параметрам мне близок Facebook, но для других блогов может подойти что-то другое. Практика показывает, что одновременно все люди не тусуются на всех платформах. Кому-то удобнее FB, кому-то Telegram или Viber. Да, это сложно, но необходимо — поддерживать активность везде, где только можно.

8. И последнее. Я не рекомендую рассматривать свой блог как способ заработка или некоего признания. До признания и заработка, возможно, нужно проработать в яростном режиме не один год. Никакого энтузиазма не хватит! Блог — это отражение вашего внутреннего мира. Вы во всем своем многообразии, пожелавший открыться людям. Ваши интересы, взгляды, убеждения, ценности, надежды, опасения, эмоции, знания, опыт, вся ваша жизнь.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • *отложив новую статью в блог, прибежал в комментарии*

    Немного устаревший, без обид, подход к восприятию блогинга, как по мне. Соцсети — это яростный локомотив, который сможет вытащить начинающий standalone вперёд и снабдить трафиком. Но заводить только Fb, с его крайне странной органической лентой (крупные сообщества имеют менее 10% органического охвата от числа подписчиков) — ну такое. Платное продвижение контента, да. Но на это нужен ещё и бюджет, чего позволить себе может далеко не каждый в нашей стране:)

    А вот залезать в маргинальный Телеграм, который снабжает трафиком так, что сайт падает — стоит сходу. Но это отступление.

    Как по мне, самый спорный пункт — восьмой. Тратить кучу времени без цели монетизации своего начинания, никакой мотивации не хватит. Особенно в первые месяцы, когда отдача от статьи, на которую потрачены часы может быть в 200-300 просмотров. Нормально так демотивирует.

    А в остальном согласен. И писать про то, что прёт надо, и искать свой путь/стиль, и всё будет ровно тогда.

    А по поводу «запала на пол года и Беларуси». Имхо, тут просто слишком маленький рынок, стимул писать и развиваться только на территории РБ есть у немногих, а заработки соседей из других русскоязычных стран будут демотивировать и давить всё время

    • Anton Zolotaryov

      По поводу 8-го пункта — на мой взгляд, зависит от того, как воспринимать блог и от чего отталкиваться. Человек, только начинающий писать, будет бескончено рад 200-300 просмотрам по сравнению с 5-10 для первого поста. А опытный блоггер с многотысячной армией подписчиков точно так же бесконечно расстроится от 200-300 просмотров.
      Спасибо Денису за статью, давно думаю про блоггинг, но как способ создания личного бренда в первую очередь. А он приводит к монетизации, но не сразу и не прямо — через знакомства, приглашения на работу и т.п.

  • Господин из Холодильника

    Прежде чем начинать писать блог, стоит убедится, что понимаешь чем отличается конъюнкция и дизъюнкция, и только если действительно разбираешься — вперед. Всем остальным лучше не писать свои высеры.

  • Вася

    «Когда у меня просят совет, кого из блогеров в Беларуси читать, то я даже теряюсь» Честно? Я тоже растерялся и захотел у бородатого женатого мужика с двумя детями спросить. А кто просит-то? Кто? В темной подворотне прижимают и просят? «Дениска, дай нам совет, какого это нам на досуге блогера почитать, а то жисть пресная!» Расскажи нам лучше как там Крошка-картошка на вокзале. Стоит ехать или нет?

  • Марья Марьева

    Денис, с днём блоггера)))

  • Evgeniy Lemekh

    Слушайте, а что реально читать. Блищ уже голову об стену разбил, но нормальных постов нет и дальше