Прокатился на первом столичном электробусе. Зачем они нужны городу?

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Вы могли слышать, что в Минске завелись невиданные доселе машины — электробусы. Это как автобусы, но без двигателей внутреннего сгорания: «топливом» для машин служит электроэнергия, накапливаемая на станциях подзарядки, расположенных, как правило, в конечных точках маршрута. Электробусу достаточно на 5 минут подключиться к «розетке», чтобы саккумулировать энергию, достаточную для выполнения рейса. «Белкоммунмашевские» Vitovt E433 работают в будние дни по 59-му маршруту, «Минсктранс» любезно опубликовал отдельное расписание для них, поэтому выловить машины не составляет никакого труда. По ссылке немного впечатлений от поездки и размышлений о будущем электробусов в Минске.

Планируется, что в столице в этом году будет курсировать 20 электробусов белорусского производства (с китайским суперконденсатором, локализация которого пока вопрос нерешенный). Обслуживать они будут 59-й и 43-й маршруты (Серова — Долгобродская и Серова — Дружная), на первом уже катается две машины.

Главный вопрос, конечно, зачем все это Минску. В частности не так давно заявлялось, что в бюджете города нет денег на обновление подвижного состава, однако на покупку четырех очень дорогих электробусов они нашлись. Покупка эта городскими властями никак не объясняется: вопрос, как водится, всплыл внезапно и был решен кулуарно.

Самый вероятный вариант: Минск выступает испытательной площадкой для нового типа техники, у которого есть экспортный потенциал. Мол, E433 будет обкатан в белорусской столице и получит жизнь в городах России и других странах.

Второй вариант: китайским инвесторам, строящим завод по производству суперконденсаторов в многострадальном «Великом камне», были даны определенные гарантии по загрузке технологической линии. Например, в перспективе все троллейбусы в городе могут быть заменены на электробусы, требующие куда меньше обслуживающей инфраструктуры. Троллейбусов в Минске — сотни, рынок огромный.

Также стоит отметить, что между городом и «Белкоммунмашем» может быть какая-то договоренность по особой цене или по протекции властей открыта льготная кредитная линия на покупку, разработана программа лизинга… В общем, гадать сложно.

Итак, электробус. В прошлые выходные я съездил на ДС «Серова», чтобы посмотреть на зарядную станцию. Оказалось, что в выходные машины тоже ездят, но без пассажиров, чисто в режиме обкатки. Ждать пришлось недолго, желтый Vitovt приехал буквально через 10 минут после моего прибытия:

dig

dig

dig

dav

Модель выглядит неплохо, хотя подобной «мордой» уже не удивишь — машины схожего дизайна производятся в Европе и довольно давно. Да и сам «Белкоммунмаш» производит троллейбусы БКМ 4-го поколения именно с таким внешним видом. Впрочем, все равно хорошо.

Электробус подъезжает под специальную «розетку», представляющую из себя серую будку с вытянутыми металлическими рельсами, и поднимает полупантограф. Начинается зарядка:

dav

dav

dav

Обратите внимание, что у машины стандартные автомобильные регистрационные номера, поэтому формально перед нами автобус и управлять им имеют право люди с соответствующими документами. А вот проездной он «съедает» троллейбусный и вообще все 4 машины, поступившие пока в Минск, закреплены за вторым троллейбусным парком.

Увы, в субботу прокатиться на электробусе было нельзя, поэтому я нашел время в будний день. Отловил машину на остановке «Улица Чкалова» в обеденное время:

dav

dav

dav

Народ на новинку таращится с интересом :)

Проехал до Больницы скорой помощи. Впечатления следующие. Стартует с остановки очень резво, по-троллейбусному, оставляя сзади чадящие МАЗы. Внутри гудит чисто как «рогатый».

Компоновка салона ожидаемая для низкопольной машины: узкие проходы, пара накопительных площадок. На задней панели нет обзорного окна, пространство занято оборудованием, это такой несколько необычный момент.

dav

Форточки узкие, в жаркий день было душновато. Система принудительной вентиляции не работала, увы. Конечно, аппарату по-хорошему было бы неплохо поставить кондиционер, но с этим у нас в целом беда у общественного транспорта.

Впечатления от поездки отличные, техника свежая и современная, одно удовольствие.

dav

dav

Теперь о перспективах. Ставлю на то, что минский троллейбус, вероятно, неофициально приговорен. Если в ближайшие годы не будет поставок новых «рогатых», а электробусная сеть начнет сжирать троллейбусную, то теория подтвердится. Под такое статусное обновление будут искаться деньги, уверен. Ну и заводы загружаться заказами, что тоже немаловажно как для «Белкоммунмаша», так и для резидента «Великого камня».

P.S. И, похоже, Минск начнет отказываться от зеленой окраски общественного транспорта и переходить на желтую моноливрею. Видел старый перекрашенный МАЗ-105…

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

59
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
stepan minsk
Гость
stepan minsk

Надо будет прокатиться, аккурат рядом живу )

1980408
Гость
1980408

На фото остановка «Гостиница «Спутник», а не «Улица Чкалова»

Sergey Nikolaev
Гость
Sergey Nikolaev

А электробусы будут заменять именно троллейбусы, или автобусы тоже? А то может же возникнуть путаница

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Уж если и менять, то автобусы на них, а не троллейбусы. Но у наших дворников от власти мозгов на это не хватает.

Serge
Гость
Serge

Я вот не пойму, почему весь ваш уютненький форум (эсмасофт, да) так в этом уверен?

Alex Digger
Гость
Alex Digger

С какой целью вводят электробусы? Расскажите, и я отвечу на ваш вопрос.

Serge
Гость
Serge

А почему вы отвечаете вопросом на вопрос?
ОК, в порядке исключения — БКМ осваивает новый вид городского транспорта, который надо в деле опробовать прежде чем продавать. Помнится, поставки трамваев в Литву накрылись потому что они мало где эксплуатируются (одна из причин).
Плюс вроде как программу развития электротранспорта анонсировали же. Вот как раз. Жалко что до трамвая руки не доходят.

Я честно говоря не понимаю, почему из этого делают такую лютую трагедию. Стенания на тему «да у него всего 12 км хода, давайте сначала сделаем 400 как в европах» оставьте себе, только сначала почитайте, чем суперконденсатор отличается от аккумулятора, я себе уже фейспалмами все лицо разбил.
И адов аргумент про салярачку, которую сливают всем минсктрансом тоже можете не приводить, не тратьте время зря.
И нет, я на форуме не зареген, чисто почитать захожу.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Освоил — хорошо. Теперь давайте их массово запустим в город, но заменим не троллейбусы, а автобусы. И экологию в городе улучшим, и нагрузку на БелАЭС нужную создадим.

Serge
Гость
Serge

Давайте, я очень даже за. Только сначала новую технику неплохо бы обкатать, исправить вылезшие проблемы и вообще посмотреть как оно себя проявит. Собственно, чем сейчас и занимаются, нет?

La Cretina
Гость
La Cretina

Не создадим нагрузки. Мощности автобусов не хватит.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Про это мало кто думает. И еще не думают о том, что с вводом БелАЭС тотального понижения цены на электричество не будет. Как-то забывают про холодный и горячий резервы.

La Cretina
Гость
La Cretina

Как бы повышения цены не было, так как кредит надо возвращать, да еще Европа отказывается покупать. Уже начался маразм типа электрокотлов для теплоснабжения…. а потом, что, вообще заставят все диодные лампы поменять на обычные?

Nikolai Pohodenko
Гость
Nikolai Pohodenko

У БелАЭС с нагрузкой проблемы возникают по ночам: она одна закрывает 100% ночного потребления. Т.е. по вашему, электробусы стоит пустить ночью ))

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Собственно в первую очередь и планируют менять автобусы. Загрузка БелАЭС. В перспективе трамваи.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Не-а, вы не правы. Менять собираются именно троллейбусы, и заодно выкорчевывать трамваи. Слова Шорца:
«Сегодня идет речь о свертывании трамваев – в Минске, да и не только в
Минске – везде. Сейчас рассматривается возможность организации и
создания электробусных маршрутов. Мы идем по пути перевода
существующего троллейбусно-трамвайного парка на накопители или на
суперконденсаторы. Мы проведем модернизацию инфраструктуры,
уберем эту контактную сеть и в этом направлении пойдем».

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Мотолько с Шорецом то ли не поняли друга друга то ли вообще бурчат каждый сам о себе.
Программа электробусов и принималась для загрузки БелАЭС (как и например пиководогрейные котлы) . И меняться будут в первую очередь автобусы. Что касается троллейбусов или трамваев или какой-то модернизации — там даже конь не валялся. Хотя поменять троллейбусы на электробусы — здравая идея, но под неё нет денег.

Владимир Фишман
Участник
Владимир Фишман

Именно так, каждый сам о себе. Автобусы убрать — МАЗу капут.

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Автобусы на всех маршрутах поменять не получится да и долго это. Ближайшие лет 30 маз может спокойно сопеть.

AndyTrooper
Гость
AndyTrooper

Интересно, какая сейчас стоимость электробуса? Читал пару лет назад, что на порядок больше троллейбуса. Конечно, при поточном производстве она будет падать, но почему-то меня терзают смутные сомнения, что в обозримом будущем его стоимость будет сопоставима троллейбусу с кондиционером и прочими плюшками.
Также вызывает вопрос «стоимость владения» электробуса по сравнению с троллейбусом. Очевидно, что обслуживание баттарей будет не бюджетным.
Как себя покажет электробус в зимний период? Настолько ли ушли технологии вперед, что электробус будет стабильно работать в морозное январьское утро? Есть ли практика использования электробусов в скандинавских странах? Узнать бы про их опыт.
Конечно, будущее за электробусом. Но я пока очень скептичен к необходимости его использования в наших реалиях.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

На отреслевой конференции специалист из «Транстехники» в прошлом году заявил: срок службы электробуса 10 лет при сроке окупаемости 20 лет.

Serge
Гость
Serge

Блин, это что, Единственно Верное Мнение в последней инстанции?
Вот реально, вы как слесарь Полесов из известной книги. При наличии отсутствия пропитанных шпал это будет не трамвай, а одно горе!

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Окупаемость — это вообще полумифическая величина для общественного транспорта. Он у нас в принципе не окупается никогда и нигде. Кроме разве что авиа, но считать ли это общественным транспортом?!

Alex Digger
Гость
Alex Digger

Ну вот. Так троллейбус хотя бы стоит вдвое дешевле.

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Для троллейбусов необходимо обслуживать контактную сеть + выпрямительные/понижающие подстанции. Это недешёвое удовольствие.
Если брать в среднесрочной перспективе, то конечно, троллейбусную сеть из Минска удирать нельзя. В долгосрочной (с развитием ионисторов) конечно троллейбусы уйдут в небытие.

Alex Digger
Гость
Alex Digger

А у электробусов надо строить и обслуживать зарядные станции и менять батарейки.

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

1) Это даже не сравнимые капзатраты.
2) Положите их на место и не трогайте руками)))) Там не АКБ а ионисторы. Они дорогущие , но практически не деградируют.
Есть у них свои недостатки , но мы же не Тесла строим.

vicgor
Гость
vicgor

Почему не сравнимые. Давайте сравним.

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

Давайте. Монтаж условных 5 км троллейбусной трассы — около 3,5 — 4 миллионов долларов( я не беру отчуждение и т.д — может не понадобиться) . Плюс наверняка нужна будет понижающе-выпрямительная СТП. Это ещё 200-300 тысяч. итого около 4 миллионов.
Электробус — 2 зарядных станции по 200 тысяч + понижающая 200. Около 600 тысяч.
Про обслуживание и говорить не нужно. Зарядные устройства в защитном кожухе и в отличие от проводов не обрываются, их не нужно чистить и ремонтировать.

Andrey Lazuk
Участник
Andrey Lazuk

Будущее за трамваями :) Жаль у нас пока до этого не дорасли.

Serge
Гость
Serge

Вообще-то трамвай электробусу ну вообще не конкурент, вы бы еще с метро сравнили.
Но трамваи жалко, да

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

1) Есть опыт использования в скандинавских странах — туда поставляют свои электробусы Линкеры и Альстом.
2) В белорусских используются ионисторы (суперконденсаторы) а не АКБ. Они нечувствительны к низким/высоким температурам — это одно из их конкурентных преимуществ
3) Обслуживать ни ионисторы ни АКБ не нужно от слова «совсем».
4) Не на порядок. Конкретно этот по слухам в 2 раза дороже сравнимого Белкомунмашевского тролля. Но вот французы недавно были себя пяткой в грудь, что через пару лет готовы продавать их дешевле чем сравнимые автобусы.

Alexander Lisovsky
Гость
Alexander Lisovsky

Печально — сейчас вполне можно найти пару автобусных маршрутов, которые при минимальных усилиях можно превратить в электробусные (пример — А23, конечные в Малиновке и на Городском Валу — конечные вполне троллейбусные) — но похоже что нас ждёт срезание проводов и слияние маршрутной сетки (если до этого вообще додумаются)

jareb
Гость
jareb

С целесообразностью все куда круче: после запуска 2 го блока БелАЭС в стране будет серьезный излишек вырабатываемой электроэнергии из-за отсутствия экспортных контрактов и общего спада производства, особенно в ночное время. Поэтому, чтобы хоть как-то ее использовать, а не просто греть воздух, было принято решение в том числе заменить парк городского транспорта на электрический. Сюда же завершение электрификации железной дороги.

Источник: http://forum.atominfo.ru/index.php?showtopic=365&view=findpost&p=69845

Там ещё много всего интересного…

Serge
Гость
Serge

Так а почему это преподносится как что-то ужасное? Воздух чище станет, особенно от электрификации ЖД. Да и нормальные поезда не только в Брест и Гомель ездить начнут, что тоже хорошо же.

Там кстати про развитие электрозаправок тоже говорили в связи с этим профицитом.

И «греть воздух» с АЭС не получится, она работает всегда на определенной мощности и регулировать ее процесс небыстрый. Значит газа меньше будут жечь.

Хорошее такое «хоть как-то», надо сказать.

Бугурцмен
Гость
Бугурцмен

«топливом» для машин служит электроэнергия, накапливаемая на станциях подзарядки, расположенных, как правило, в конечных точках маршрута.»

Денис, топливом служит энергия, накапливаемая в суперконденсаторах в самом электробусе. На станциях подзарядки ничего не накапливается) Поправь.

А то по такой же логике, топливом для телефона является энергия, накапливаемая в розетке, а не в батарее телефона.

Mr. PanterIk [Дима]
Гость
Mr. PanterIk [Дима]

тоже так подумалось сразу (что впереди — «конь, или потенциал телеги»)… но коренные проблемы нашего общественного транспорта так и не решены, т.к. «решатели» всё те же, но уже в связке с «китайцами», а они «капиталисты» чистой воды — готовы продать своё тем кто купит и всё)) Основные проблемы — 1) плохая планировка салона (не развернуться, а в часы пик это вообще заторы постоянные, и даже не пробить талончик — никак, просто люди стоят «так плотно», что не видно куда даже обратиться (то ли зад, то ли затылок стоящих спина к спине); 2) отопление и «кондеи», или их альтернативы — тепло-вентиляторы/вентиляторы и нормальные окна, открывающиеся…и вот всё — летом парилка-сауна, зимой — «морозилка» полная… да и проблема не в самой зарядке зимой и работе (как раз в холод такая техника эффективнее работает, если нет конденсата, и температура резко не скажет), а в повышенной нагрузке зимой и «холодном старте», что даже Теслу «притормаживает», есть ли там обогрев и «подсушка» блока конденсатора, и процент разряда при полной нагрузке — отопление/охлаждение и сама дорога… может придётся делать промежуточные станции ещё… ;) а уж «выбор» — это середина между автобусом и траликом, и сначала заменят маршрута троллейбусов, т.к. есть контактная сеть и подстанции по пути, а потом автобусы, просто они идут туда где на конечных нет «подстанции», а вот это у нас даже проектируется годы, и столько же строится… :)

Дмитрий Гаврилов
Гость
Дмитрий Гаврилов

У тесла и этих троллейбусов разные источники энергии. Там не просто так ионисторы выбрали!

Sergey Tamkov
Участник
Sergey Tamkov

В одном из репортажей как раз слышал, что для Минска эти электробусы поставляются по экслюзивной цене. Мол, обкатка, опытная эксплуатация, хорошая возможность показать преимущества данной техники.
А за желтый цвет конкретно этих электробусов проголосовали граждане. Белые собрали и покрасили ещё до голосования.

Сергей Сахацкий
Гость
Сергей Сахацкий

Менять начнут автобусы, потому что троллейбусы и трамваи пока нет смысла трогать потому как контактная сеть уже протянута, состав еще ходит. А автобусы свежие всегда можно сослать в регионы.

Lys Chitry
Гость
Lys Chitry

Страшный он. И троллейбус Витовт тоже.