Прокатился на первом столичном электробусе. Зачем они нужны городу?

dav

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Вы могли слышать, что в Минске завелись невиданные доселе машины — электробусы. Это как автобусы, но без двигателей внутреннего сгорания: «топливом» для машин служит электроэнергия, накапливаемая на станциях подзарядки, расположенных, как правило, в конечных точках маршрута. Электробусу достаточно на 5 минут подключиться к «розетке», чтобы саккумулировать энергию, достаточную для выполнения рейса. «Белкоммунмашевские» Vitovt E433 работают в будние дни по 59-му маршруту, «Минсктранс» любезно опубликовал отдельное расписание для них, поэтому выловить машины не составляет никакого труда. По ссылке немного впечатлений от поездки и размышлений о будущем электробусов в Минске.

Планируется, что в столице в этом году будет курсировать 20 электробусов белорусского производства (с китайским суперконденсатором, локализация которого пока вопрос нерешенный). Обслуживать они будут 59-й и 43-й маршруты (Серова — Долгобродская и Серова — Дружная), на первом уже катается две машины.

Главный вопрос, конечно, зачем все это Минску. В частности не так давно заявлялось, что в бюджете города нет денег на обновление подвижного состава, однако на покупку четырех очень дорогих электробусов они нашлись. Покупка эта городскими властями никак не объясняется: вопрос, как водится, всплыл внезапно и был решен кулуарно.

Самый вероятный вариант: Минск выступает испытательной площадкой для нового типа техники, у которого есть экспортный потенциал. Мол, E433 будет обкатан в белорусской столице и получит жизнь в городах России и других странах.

Второй вариант: китайским инвесторам, строящим завод по производству суперконденсаторов в многострадальном «Великом камне», были даны определенные гарантии по загрузке технологической линии. Например, в перспективе все троллейбусы в городе могут быть заменены на электробусы, требующие куда меньше обслуживающей инфраструктуры. Троллейбусов в Минске — сотни, рынок огромный.

Также стоит отметить, что между городом и «Белкоммунмашем» может быть какая-то договоренность по особой цене или по протекции властей открыта льготная кредитная линия на покупку, разработана программа лизинга… В общем, гадать сложно.

Итак, электробус. В прошлые выходные я съездил на ДС «Серова», чтобы посмотреть на зарядную станцию. Оказалось, что в выходные машины тоже ездят, но без пассажиров, чисто в режиме обкатки. Ждать пришлось недолго, желтый Vitovt приехал буквально через 10 минут после моего прибытия:

dig

dig

dig

dav

Модель выглядит неплохо, хотя подобной «мордой» уже не удивишь — машины схожего дизайна производятся в Европе и довольно давно. Да и сам «Белкоммунмаш» производит троллейбусы БКМ 4-го поколения именно с таким внешним видом. Впрочем, все равно хорошо.

Электробус подъезжает под специальную «розетку», представляющую из себя серую будку с вытянутыми металлическими рельсами, и поднимает полупантограф. Начинается зарядка:

dav

dav

dav

Обратите внимание, что у машины стандартные автомобильные регистрационные номера, поэтому формально перед нами автобус и управлять им имеют право люди с соответствующими документами. А вот проездной он «съедает» троллейбусный и вообще все 4 машины, поступившие пока в Минск, закреплены за вторым троллейбусным парком.

Увы, в субботу прокатиться на электробусе было нельзя, поэтому я нашел время в будний день. Отловил машину на остановке «Улица Чкалова» в обеденное время:

dav

dav

dav

Народ на новинку таращится с интересом :)

Проехал до Больницы скорой помощи. Впечатления следующие. Стартует с остановки очень резво, по-троллейбусному, оставляя сзади чадящие МАЗы. Внутри гудит чисто как «рогатый».

Компоновка салона ожидаемая для низкопольной машины: узкие проходы, пара накопительных площадок. На задней панели нет обзорного окна, пространство занято оборудованием, это такой несколько необычный момент.

dav

Форточки узкие, в жаркий день было душновато. Система принудительной вентиляции не работала, увы. Конечно, аппарату по-хорошему было бы неплохо поставить кондиционер, но с этим у нас в целом беда у общественного транспорта.

Впечатления от поездки отличные, техника свежая и современная, одно удовольствие.

dav

dav

Теперь о перспективах. Ставлю на то, что минский троллейбус, вероятно, неофициально приговорен. Если в ближайшие годы не будет поставок новых «рогатых», а электробусная сеть начнет сжирать троллейбусную, то теория подтвердится. Под такое статусное обновление будут искаться деньги, уверен. Ну и заводы загружаться заказами, что тоже немаловажно как для «Белкоммунмаша», так и для резидента «Великого камня».

P.S. И, похоже, Минск начнет отказываться от зеленой окраски общественного транспорта и переходить на желтую моноливрею. Видел старый перекрашенный МАЗ-105…

Снижены цены на рекламу в блоге: 300 рублей пост + месяц размещения баннера бесплатно!

Поделись с друзьями!
  • stepan minsk

    Надо будет прокатиться, аккурат рядом живу )

  • 1980408

    На фото остановка «Гостиница «Спутник», а не «Улица Чкалова»

  • Sergey Nikolaev

    А электробусы будут заменять именно троллейбусы, или автобусы тоже? А то может же возникнуть путаница

    • Alex Digger

      Уж если и менять, то автобусы на них, а не троллейбусы. Но у наших дворников от власти мозгов на это не хватает.

      • Serge

        Я вот не пойму, почему весь ваш уютненький форум (эсмасофт, да) так в этом уверен?

        • Alex Digger

          С какой целью вводят электробусы? Расскажите, и я отвечу на ваш вопрос.

          • Serge

            А почему вы отвечаете вопросом на вопрос?
            ОК, в порядке исключения — БКМ осваивает новый вид городского транспорта, который надо в деле опробовать прежде чем продавать. Помнится, поставки трамваев в Литву накрылись потому что они мало где эксплуатируются (одна из причин).
            Плюс вроде как программу развития электротранспорта анонсировали же. Вот как раз. Жалко что до трамвая руки не доходят.

            Я честно говоря не понимаю, почему из этого делают такую лютую трагедию. Стенания на тему «да у него всего 12 км хода, давайте сначала сделаем 400 как в европах» оставьте себе, только сначала почитайте, чем суперконденсатор отличается от аккумулятора, я себе уже фейспалмами все лицо разбил.
            И адов аргумент про салярачку, которую сливают всем минсктрансом тоже можете не приводить, не тратьте время зря.
            И нет, я на форуме не зареген, чисто почитать захожу.

          • Alex Digger

            Освоил — хорошо. Теперь давайте их массово запустим в город, но заменим не троллейбусы, а автобусы. И экологию в городе улучшим, и нагрузку на БелАЭС нужную создадим.

          • Serge

            Давайте, я очень даже за. Только сначала новую технику неплохо бы обкатать, исправить вылезшие проблемы и вообще посмотреть как оно себя проявит. Собственно, чем сейчас и занимаются, нет?

          • La Cretina

            Не создадим нагрузки. Мощности автобусов не хватит.

          • Alex Digger

            Про это мало кто думает. И еще не думают о том, что с вводом БелАЭС тотального понижения цены на электричество не будет. Как-то забывают про холодный и горячий резервы.

          • La Cretina

            Как бы повышения цены не было, так как кредит надо возвращать, да еще Европа отказывается покупать. Уже начался маразм типа электрокотлов для теплоснабжения…. а потом, что, вообще заставят все диодные лампы поменять на обычные?

        • Ну если стоит задача бороться за чистоту окружающей среды, то заменять конечно надо автобусы.

          • Serge

            Ну так если эта штука сейчас в тестовой эксплуатации то логично ее проводить там, где и сеть готовая есть — т.е. вместе с троллейбусом. Не в автобусный парк же ради электробуса всю необходимую инфраструктуру тянуть.

          • Alex Digger

            Зато теперь в троллейбусном парке надо наладить поставку и учет солярки для отопителей. Объемы небольшие — но раньше они этим вообще не занимались. И что мешает обслуживать электробусы в тролл. парки, но выпускать их на автобусные маршруты?

          • Serge

            Ничего. Ровно как и выпускать их на троллейбусный маршрут :) Какая разница-то?
            Без солярки не обошлось, я так и знал :). Вы ж вроде журналист, тут такая благодатная тема для расследования!

          • designer fake

            Разница в том, что электричество более лучше чем чадящие мазы

          • Serge

            Если вы не заметили, электробусы запустили не вместо троллейбусов, а вместе с ними. Так что чадящие мазы тоже никуда бы не делись.

          • Alex Digger

            Про солярку — это не мои домыслы и не форумные стенания. Это мне рассказывал директор СТиС.
            В любом случае, с нашими темпами обновления пасс. транспорта, на то, чтобы заменить даже троллейбусы (не говоря об автобусах), уйдет хорошо если сто лет.

          • Serge

            Ну так смысл драму разводить тогда? 20 электробусов не станут причиной вырезания троллейбусов, трамваев, закрытия метро и вообще транспортного апокалипсиса в отдельно взятом городе.
            Почему-то вариант того, что получится что-то годное даже не рассматривается, вот просто по умолчанию. Дайте этой штуке поездить, несколько раз сломаться, разрядиться посреди маршрута и вообще накопить статистику.

          • Alex Digger

            Шорец четко сказал Мотолько, что забьют на трамвай и перейдут на электробусы. А на цифры и статистику он же при Мотолько вслух и начхал.

          • Serge

            На трамвай куда? На вокзал? Вместо автобуса, который сейчас ходит вместо трамвая, что ли?
            Я сомневаюсь, что 20 электробусов заменят трамваи. А о массовой закупке речи не шло вроде как. Да и пути реконструируют же (тоже прекрасная кормушка если уж в эту плоскость уходить).

          • victogan

            Тут все забывают о цене. Сколько стоит троллейбус, а сколько этот электробус? Окажется что гладко было на бумаге.

          • Дмитрий Гаврилов

            У нас приличные темпы обновления пас. транспорта. Вы сильно много старых составов на улицах видите?

          • Alex Digger

            Ага, в 2016-м купили аж 30 новых троллейбусов. Всего в Минске около 1.000 троллейбусов эксплуатируется. Срок службы одного — 10 лет. Угадайте, когда обновят все и сколько лет будет тем, которые обновят в этом году.

          • Дмитрий Гаврилов

            Срок службы — это полумифическая величина. Строго говоря, она устанавливается заводом дабы избежать претензий.
            Гораздо более важное значение имеет степень изношенности подвижного состава. И судя по тому что я знаю он у нас не так высок.
            Кроме того 2015-2016 — кризисные годы. 3 % для кризисного года — не так уж и мало. Кроме того проводились и кап.ремонты состава.

          • Дмитрий Гаврилов

            1) Кто сказал что не занимались?! Занимались и занимаются; троллейбусные парки — это не только троллейбусы но и куча вспомогательного транспорта, хоз.нужды и т.д.
            2) Потому что это опытная эксплуатация — сравниваются показатели работы на одном и том же участке троллейбусов и электробусов.

      • Дмитрий Гаврилов

        Собственно в первую очередь и планируют менять автобусы. Загрузка БелАЭС. В перспективе трамваи.

        • Alex Digger

          Не-а, вы не правы. Менять собираются именно троллейбусы, и заодно выкорчевывать трамваи. Слова Шорца:
          «Сегодня идет речь о свертывании трамваев – в Минске, да и не только в
          Минске – везде. Сейчас рассматривается возможность организации и
          создания электробусных маршрутов. Мы идем по пути перевода
          существующего троллейбусно-трамвайного парка на накопители или на
          суперконденсаторы. Мы проведем модернизацию инфраструктуры,
          уберем эту контактную сеть и в этом направлении пойдем».

          • Дмитрий Гаврилов

            Мотолько с Шорецом то ли не поняли друга друга то ли вообще бурчат каждый сам о себе.
            Программа электробусов и принималась для загрузки БелАЭС (как и например пиководогрейные котлы) . И меняться будут в первую очередь автобусы. Что касается троллейбусов или трамваев или какой-то модернизации — там даже конь не валялся. Хотя поменять троллейбусы на электробусы — здравая идея, но под неё нет денег.

          • IKS_BY

            Именно так, каждый сам о себе. Автобусы убрать — МАЗу капут.

          • Дмитрий Гаврилов

            Автобусы на всех маршрутах поменять не получится да и долго это. Ближайшие лет 30 маз может спокойно сопеть.

  • AndyTrooper

    Интересно, какая сейчас стоимость электробуса? Читал пару лет назад, что на порядок больше троллейбуса. Конечно, при поточном производстве она будет падать, но почему-то меня терзают смутные сомнения, что в обозримом будущем его стоимость будет сопоставима троллейбусу с кондиционером и прочими плюшками.
    Также вызывает вопрос «стоимость владения» электробуса по сравнению с троллейбусом. Очевидно, что обслуживание баттарей будет не бюджетным.
    Как себя покажет электробус в зимний период? Настолько ли ушли технологии вперед, что электробус будет стабильно работать в морозное январьское утро? Есть ли практика использования электробусов в скандинавских странах? Узнать бы про их опыт.
    Конечно, будущее за электробусом. Но я пока очень скептичен к необходимости его использования в наших реалиях.

    • Цена имхо в районе $400k

      • Dmitry Sidorov

        По-мойму троллейбус стоит 100-120к. Не могу понять почему он стоит в 4 раза больше.

        • Сергей Сахацкий

          китайские суперконденсаторы тому виной, как обычно покупают китайское шило через пять посредников с откатами, вот и цена вылазит. А производство у нас даже не начали еще проектировать. А вот в подмосковье я лично запроектировал завод и его уже запускают, так что мы чудовищно отстаем.

      • victogan

        Не у города таких денег. Думаю всё ограничится десятком штук и всё

    • Alex Digger

      На отреслевой конференции специалист из «Транстехники» в прошлом году заявил: срок службы электробуса 10 лет при сроке окупаемости 20 лет.

      • Serge

        Блин, это что, Единственно Верное Мнение в последней инстанции?
        Вот реально, вы как слесарь Полесов из известной книги. При наличии отсутствия пропитанных шпал это будет не трамвай, а одно горе!

      • Дмитрий Гаврилов

        Окупаемость — это вообще полумифическая величина для общественного транспорта. Он у нас в принципе не окупается никогда и нигде. Кроме разве что авиа, но считать ли это общественным транспортом?!

        • Alex Digger

          Ну вот. Так троллейбус хотя бы стоит вдвое дешевле.

          • Дмитрий Гаврилов

            Для троллейбусов необходимо обслуживать контактную сеть + выпрямительные/понижающие подстанции. Это недешёвое удовольствие.
            Если брать в среднесрочной перспективе, то конечно, троллейбусную сеть из Минска удирать нельзя. В долгосрочной (с развитием ионисторов) конечно троллейбусы уйдут в небытие.

          • Alex Digger

            А у электробусов надо строить и обслуживать зарядные станции и менять батарейки.

          • Дмитрий Гаврилов

            1) Это даже не сравнимые капзатраты.
            2) Положите их на место и не трогайте руками)))) Там не АКБ а ионисторы. Они дорогущие , но практически не деградируют.
            Есть у них свои недостатки , но мы же не Тесла строим.

          • vicgor

            Почему не сравнимые. Давайте сравним.

          • Дмитрий Гаврилов

            Давайте. Монтаж условных 5 км троллейбусной трассы — около 3,5 — 4 миллионов долларов( я не беру отчуждение и т.д — может не понадобиться) . Плюс наверняка нужна будет понижающе-выпрямительная СТП. Это ещё 200-300 тысяч. итого около 4 миллионов.
            Электробус — 2 зарядных станции по 200 тысяч + понижающая 200. Около 600 тысяч.
            Про обслуживание и говорить не нужно. Зарядные устройства в защитном кожухе и в отличие от проводов не обрываются, их не нужно чистить и ремонтировать.

    • designer fake

      Будущее за трамваями :) Жаль у нас пока до этого не дорасли.

      • Serge

        Вообще-то трамвай электробусу ну вообще не конкурент, вы бы еще с метро сравнили.
        Но трамваи жалко, да

    • Дмитрий Гаврилов

      1) Есть опыт использования в скандинавских странах — туда поставляют свои электробусы Линкеры и Альстом.
      2) В белорусских используются ионисторы (суперконденсаторы) а не АКБ. Они нечувствительны к низким/высоким температурам — это одно из их конкурентных преимуществ
      3) Обслуживать ни ионисторы ни АКБ не нужно от слова «совсем».
      4) Не на порядок. Конкретно этот по слухам в 2 раза дороже сравнимого Белкомунмашевского тролля. Но вот французы недавно были себя пяткой в грудь, что через пару лет готовы продавать их дешевле чем сравнимые автобусы.

  • Alexander Lisovsky

    Печально — сейчас вполне можно найти пару автобусных маршрутов, которые при минимальных усилиях можно превратить в электробусные (пример — А23, конечные в Малиновке и на Городском Валу — конечные вполне троллейбусные) — но похоже что нас ждёт срезание проводов и слияние маршрутной сетки (если до этого вообще додумаются)

  • jareb

    С целесообразностью все куда круче: после запуска 2 го блока БелАЭС в стране будет серьезный излишек вырабатываемой электроэнергии из-за отсутствия экспортных контрактов и общего спада производства, особенно в ночное время. Поэтому, чтобы хоть как-то ее использовать, а не просто греть воздух, было принято решение в том числе заменить парк городского транспорта на электрический. Сюда же завершение электрификации железной дороги.

    Источник: http://forum.atominfo.ru/index.php?showtopic=365&view=findpost&p=69845

    Там ещё много всего интересного…

    • Serge

      Так а почему это преподносится как что-то ужасное? Воздух чище станет, особенно от электрификации ЖД. Да и нормальные поезда не только в Брест и Гомель ездить начнут, что тоже хорошо же.

      Там кстати про развитие электрозаправок тоже говорили в связи с этим профицитом.

      И «греть воздух» с АЭС не получится, она работает всегда на определенной мощности и регулировать ее процесс небыстрый. Значит газа меньше будут жечь.

      Хорошее такое «хоть как-то», надо сказать.

  • Бугурцмен

    «топливом» для машин служит электроэнергия, накапливаемая на станциях подзарядки, расположенных, как правило, в конечных точках маршрута.»

    Денис, топливом служит энергия, накапливаемая в суперконденсаторах в самом электробусе. На станциях подзарядки ничего не накапливается) Поправь.

    А то по такой же логике, топливом для телефона является энергия, накапливаемая в розетке, а не в батарее телефона.

    • Mr. PanterIk [Дима]

      тоже так подумалось сразу (что впереди — «конь, или потенциал телеги»)… но коренные проблемы нашего общественного транспорта так и не решены, т.к. «решатели» всё те же, но уже в связке с «китайцами», а они «капиталисты» чистой воды — готовы продать своё тем кто купит и всё)) Основные проблемы — 1) плохая планировка салона (не развернуться, а в часы пик это вообще заторы постоянные, и даже не пробить талончик — никак, просто люди стоят «так плотно», что не видно куда даже обратиться (то ли зад, то ли затылок стоящих спина к спине); 2) отопление и «кондеи», или их альтернативы — тепло-вентиляторы/вентиляторы и нормальные окна, открывающиеся…и вот всё — летом парилка-сауна, зимой — «морозилка» полная… да и проблема не в самой зарядке зимой и работе (как раз в холод такая техника эффективнее работает, если нет конденсата, и температура резко не скажет), а в повышенной нагрузке зимой и «холодном старте», что даже Теслу «притормаживает», есть ли там обогрев и «подсушка» блока конденсатора, и процент разряда при полной нагрузке — отопление/охлаждение и сама дорога… может придётся делать промежуточные станции ещё… ;) а уж «выбор» — это середина между автобусом и траликом, и сначала заменят маршрута троллейбусов, т.к. есть контактная сеть и подстанции по пути, а потом автобусы, просто они идут туда где на конечных нет «подстанции», а вот это у нас даже проектируется годы, и столько же строится… :)

      • Дмитрий Гаврилов

        У тесла и этих троллейбусов разные источники энергии. Там не просто так ионисторы выбрали!

  • Sergey Tamkov

    В одном из репортажей как раз слышал, что для Минска эти электробусы поставляются по экслюзивной цене. Мол, обкатка, опытная эксплуатация, хорошая возможность показать преимущества данной техники.
    А за желтый цвет конкретно этих электробусов проголосовали граждане. Белые собрали и покрасили ещё до голосования.

  • Сергей Сахацкий

    Менять начнут автобусы, потому что троллейбусы и трамваи пока нет смысла трогать потому как контактная сеть уже протянута, состав еще ходит. А автобусы свежие всегда можно сослать в регионы.

  • Lys Chitry

    Страшный он. И троллейбус Витовт тоже.