Прокатился на первом столичном электробусе. Зачем они нужны городу?

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Вы могли слышать, что в Минске завелись невиданные доселе машины — электробусы. Это как автобусы, но без двигателей внутреннего сгорания: «топливом» для машин служит электроэнергия, накапливаемая на станциях подзарядки, расположенных, как правило, в конечных точках маршрута. Электробусу достаточно на 5 минут подключиться к «розетке», чтобы саккумулировать энергию, достаточную для выполнения рейса. «Белкоммунмашевские» Vitovt E433 работают в будние дни по 59-му маршруту, «Минсктранс» любезно опубликовал отдельное расписание для них, поэтому выловить машины не составляет никакого труда. По ссылке немного впечатлений от поездки и размышлений о будущем электробусов в Минске.

Планируется, что в столице в этом году будет курсировать 20 электробусов белорусского производства (с китайским суперконденсатором, локализация которого пока вопрос нерешенный). Обслуживать они будут 59-й и 43-й маршруты (Серова — Долгобродская и Серова — Дружная), на первом уже катается две машины.

Главный вопрос, конечно, зачем все это Минску. В частности не так давно заявлялось, что в бюджете города нет денег на обновление подвижного состава, однако на покупку четырех очень дорогих электробусов они нашлись. Покупка эта городскими властями никак не объясняется: вопрос, как водится, всплыл внезапно и был решен кулуарно.

Самый вероятный вариант: Минск выступает испытательной площадкой для нового типа техники, у которого есть экспортный потенциал. Мол, E433 будет обкатан в белорусской столице и получит жизнь в городах России и других странах.

Второй вариант: китайским инвесторам, строящим завод по производству суперконденсаторов в многострадальном «Великом камне», были даны определенные гарантии по загрузке технологической линии. Например, в перспективе все троллейбусы в городе могут быть заменены на электробусы, требующие куда меньше обслуживающей инфраструктуры. Троллейбусов в Минске — сотни, рынок огромный.

Также стоит отметить, что между городом и «Белкоммунмашем» может быть какая-то договоренность по особой цене или по протекции властей открыта льготная кредитная линия на покупку, разработана программа лизинга… В общем, гадать сложно.

Итак, электробус. В прошлые выходные я съездил на ДС «Серова», чтобы посмотреть на зарядную станцию. Оказалось, что в выходные машины тоже ездят, но без пассажиров, чисто в режиме обкатки. Ждать пришлось недолго, желтый Vitovt приехал буквально через 10 минут после моего прибытия:

dig

dig

dig

dav

Модель выглядит неплохо, хотя подобной «мордой» уже не удивишь — машины схожего дизайна производятся в Европе и довольно давно. Да и сам «Белкоммунмаш» производит троллейбусы БКМ 4-го поколения именно с таким внешним видом. Впрочем, все равно хорошо.

Электробус подъезжает под специальную «розетку», представляющую из себя серую будку с вытянутыми металлическими рельсами, и поднимает полупантограф. Начинается зарядка:

dav

dav

dav

Обратите внимание, что у машины стандартные автомобильные регистрационные номера, поэтому формально перед нами автобус и управлять им имеют право люди с соответствующими документами. А вот проездной он «съедает» троллейбусный и вообще все 4 машины, поступившие пока в Минск, закреплены за вторым троллейбусным парком.

Увы, в субботу прокатиться на электробусе было нельзя, поэтому я нашел время в будний день. Отловил машину на остановке «Улица Чкалова» в обеденное время:

dav

dav

dav

Народ на новинку таращится с интересом :)

Проехал до Больницы скорой помощи. Впечатления следующие. Стартует с остановки очень резво, по-троллейбусному, оставляя сзади чадящие МАЗы. Внутри гудит чисто как «рогатый».

Компоновка салона ожидаемая для низкопольной машины: узкие проходы, пара накопительных площадок. На задней панели нет обзорного окна, пространство занято оборудованием, это такой несколько необычный момент.

dav

Форточки узкие, в жаркий день было душновато. Система принудительной вентиляции не работала, увы. Конечно, аппарату по-хорошему было бы неплохо поставить кондиционер, но с этим у нас в целом беда у общественного транспорта.

Впечатления от поездки отличные, техника свежая и современная, одно удовольствие.

dav

dav

Теперь о перспективах. Ставлю на то, что минский троллейбус, вероятно, неофициально приговорен. Если в ближайшие годы не будет поставок новых «рогатых», а электробусная сеть начнет сжирать троллейбусную, то теория подтвердится. Под такое статусное обновление будут искаться деньги, уверен. Ну и заводы загружаться заказами, что тоже немаловажно как для «Белкоммунмаша», так и для резидента «Великого камня».

P.S. И, похоже, Минск начнет отказываться от зеленой окраски общественного транспорта и переходить на желтую моноливрею. Видел старый перекрашенный МАЗ-105…

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!