Почему уплывают IT-галеры из Беларуси

Почему уплывают IT-галеры из Беларуси
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Немного жаль вчерашнего дня, потому что я потратил его в основном на бесконечный спор о релокации айти из Беларуси, хотя, когда писал пост про эмиграцию, в принципе не держал в голове эту отрасль. Так, чисто упомянул кейсы, где людей ставили перед выбором — или отъезд, или увольнение. Хочу подчеркнуть, к смене места жительства отношусь нормально, потому что каждый сам хозяин своей жизни и почему бы не попробовать. Я плохо отношусь к принуждению, а кроме того уверен в ошибочности массового релокейта, тем более под угрозой увольнения. Бизнес оправдывает жесткость решений новыми условиями: клиенты отказываются сотрудничать с белорусскими разработчиками, отключается необходимое программное обеспечение, появляются сложности с денежными переводами — мол, адаптироваться труднее, чем самолетами вывозить отсюда людей. Спорить с этим нет смысла, потому что бизнес всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Сопротивления релокейту айтишники не оказывают и размышлять о том, как сложилась бы отрасль в случае вынужденной адаптации на месте, можно лишь гипотетически (но я в любом случае не разделяю драматических прогнозов). О чем можно говорить с уверенностью сейчас: за многие годы очень толстых доходов и крупные, и мелкие компании, и целая отрасль не смогли выстроить себе образ незаменимого узла в индустрии. Все, что получилось к себе приклеить, это презрительное «галеры». А кто интересуется мнением галер?

Вообще я давно хотел написать такой текст и взять за пример не IT, а бизнес в целом, оказавшийся в 2022-м году еще в более кошмарных условиях, чем в предыдущие. Мой основной постулат: тучные времена важно использовать для накопления не только материальных, но и имиджевых ресурсов. Обязательно наступит период, когда они станут самой крепкой валютой, способной удержать бизнес от тяжелых потрясений.

Мой любимый пример — индустрия fast fashion, одна из самых жестоких, беспринципных, неэкологичных индустрий на этой планете. Одежда недорогих брендов отшивается коллекциями на 24 микросезона в год, что вместе с невысокой ценой позволяет в богатых странах стимулировать гиперпотребление. Люди надевают футболки по одному разу или не надевают вовсе! Они настолько дешевые и так часто обновляются на полках, что это становится нормой.

Нет никакого секрета в том, за чей счет поддерживается этот вал обновляемых коллекций: детский труд, принудительный труд, низкооплачиваемый труд, в общем, чисто потогонная система времен зрелой индустриализации стран Запада.

Вы же знаете, что детские руки намного бережнее работают с хлопком? Ну, так знайте.

Весь крупняк fast fashion выстраивает сложные цепочки посредников от фабрик в Бангладеш до полок в красивых теплых торговых центрах. Настолько сложные, что топ-менеджмент компаний честно не знает, где конкретно расположены фабрики и уже тем более они не в курсе, в каких условиях произведены вот эти штаны. Для акционеров, общества, СМИ, понятно, есть образцово-показательные предприятия — официальная витрина бренда — только к реальной экономике корпорации это не может иметь никакого отношения. Поло и трусы нужно шить в 16-часовых рабочих сменах за три сольдо в час, иначе нерентабельно.

В общем, индустрия быстрой моды одно из лиц самого дьявола на этой земле, но много ли слышно об этом в СМИ? Почти ничего. Fast fashion как пример эксплуатации человека и природы волнует кучку идейных экологов и борцов за права человека. Напомню, в том самом мире, где культура отмены, кажется, стала превалирующей.

PR брендов масс-маркета следует стратегии маскировки подноготной. Удобно сравнить с фокусником на сцене, который отвлекает от момента совершения фокуса каким-то более ярким элементом шоу: пока все смотрят в одну сторону, в тени происходит действительное важное. Заметят только профессионалы.

Я ни в коем случае не хочу сравнить быструю моду с айтишкой в каком-либо виде, просто показываю универсальность PR-инструментов. Там, где, кажется, в наше время просто невозможно найти общий язык с окружающим миром, тряпочники искусно лавируют между общественным порицанием и вожделением, умудряясь даже создавать новую форму потребления (покупать футболки и не носить их).

Белорусская IT-отрасль оказалась в куда менее суровых условиях по сравнению с теми, в которых выживает индустрия быстрой моды на протяжении многих лет. В один день выяснилось, что десятки тысяч (!) человек под угрозой потери заработка и никто с этим ничего не может поделать. Во вчерашнем сраче все оппоненты только разводили руками: нас попросту заменят румыны, поляки, индийцы, ничего не остается кроме как паковать чемоданы и делать, что говорят. Я хоть и не особо верю, что можно из ниоткуда взять такую прорву людей даже в масштабах планеты и реально быстро ими заменить всю белорусскую айтишку, но не это главное: главное, что за 20 лет существования отрасли никому не пришло в голову как-то отстроиться на универсальном рынке аутсорса, чтобы было чем аргументировать в сложное время. Конечно, с таким «галерным» подходом заказчику вообще по барабану, кто ему штампует продукт — сегодня чуваки с Купревича, завтра из Бангалора.

Мне говорили, что я просто не в теме, что на самом деле (обожаю эту фразу) в имидж и маркетинг IT вкладываются огромные средства, но у меня на этот счет ответ простой: судят по результату, а не заявлениям. Они может быть и вкладываются, только, как оказалось, неэффективно.

Как правило к таким статьям приходят комментарии типа это такой заход в поиске клиентов или нагон трафика или какие-то обидки, поэтому отвечу сразу. Поздно пить боржоми, когда отвалились почки — заниматься имиджем надо было годы до того. Массовый релокейт не самых простых в коммуникациях специалистов, перенос бизнес-процессов и клиентов на новую землю — тот стресс-тест, который завалит не один бывший белорусский бизнес, вот увидите. Соломку нужно стелить заранее.

Трафик мне тоже не нужен. Как видите, блог мигрировал в поездки по глухоманям Беларуси и мира, а это уж точно, что не вызывает большой интерес у публики, но мне так комфортно.

Обидок тоже никаких нет. Я периодически сотрудничаю с несколькими IT-компаниями, а с кем не сотрудничаю, никакого дела до них нет.

Всем мир.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎