У пригородных поездов на территории бывшего СССР есть замечательное свойство складываться в так называемые «волны»: это когда ты доезжаешь электричкой до узловой или крупной линейной станции и дальше пересаживаешься на следующую, продолжая маршрут. Юра-музыкант, помните, пел: «На «собаках» летаешь в Москву, на «железных волках» до Горбушки»? Пел он об известной дневной волне электричек из Петербурга в Москву, позволявшей «зайцем» преодолеть 650 километров пути, сменив пять поездов или, как говорилось на том древнем слэнге, «собак». Вообще доехать таким способом можно практически куда угодно, так как система пригородов сохраняется до сих пор в относительно стабильном виде. Да, увеличились интервалы, почти повсеместно пропали ночные электрички, местами разорвались волны, но все-таки… можно ли таким образом добраться до Владивостока? Ну, попробуем в теории.
Еще до пандемии этот пост можно было бы расширить и написать про маршрут из Бреста до Владивостока, но коронавирус почему-то навсегда отменил пригородную электричку Орша — Красное, с которой можно было прыгнуть в электричку до Смоленска и дальше. Волна была не слишком удобной, но она была. А вот еще еще раньше существовал вариант поездки до российской столицы практически бесшовным способом: долгие годы ходила ночная электричка из Минска в Оршу, потом сразу пересадка до Смоленска, после до Вязьмы и вот — Белорусский вокзал.
Основной ход на Владивосток это Транссиб, исторически сложившийся несколько нелогично от точки старта: километраж от Москвы отсчитывается сначала на северо-восток, на Ярославль. В целом дорога имеет протяженность в 9288 километров, хотя существует чуть более короткий путь, если стартовать на восток на Нижний Новгород или даже Казань.
Такой вариант для построения своей волны я и выбрал — на Казань. Условный день начала поездки суббота 1 июня, а стартовать нужно электричкой с Казанского вокзала до города Черусти в 9:04. Прибудет она в 12:07 и как раз будет время на перекус. Дальше в Вековку в 14:45, потом на Муром в 17:10. Муром — первая ночевка в пути, 320 километров от Москвы.
С оригинальным транссибирским ходом мы пересечемся в Екатеринбурге на четвертый день поездки, но ненадолго снова с ним разойдемся, так как оригинальный предполагает небольшой нырок на север Казахстана, где трансграничные электрички давно отменены. Сойдемся в Омске и уже до Владивостока без расставаний.
Итак, первые 9 суток. Ночевки в Муроме, Казани, Красноуфимске, Екатеринбурге, Тюмени, Ишиме, Болотном и Мариинске. Преодолеем 3717 километров!
Дальше на восток между Мариинском и станцией Боготол первый разрыв в волне. В советское время и в 90-е таких разрывов на всем протяжении Транссиба не было, но после они стали появляться — впрочем, разрывы пока небольшие и их мало. Короче, прыгаем в первый же пассажирский поезд, он пройдет в час ночи по маршруту Москва — Улан-Удэ (здесь и далее пересадка на ПДС обозначена звездочкой).
После столицы БАМа города Тайшета количество электричек резко падает, проход маршрута заметно замедляется. Ночуем в Уяре, Тайшете, Тулуне, Бабушкине (станция Мысовая), Улан-Удэ (две ночи в ожидании электрички на восток), Хилке, Чите, Шилке и Чернышевске.
Чернышевск особенный город в том смысле, что когда-то именно в нем заканчивалась автомобильная трасса. Грузовики и легковые машины переставлялись на железнодорожные платформы, так и ехали дальше. Теперь шоссе есть, это в том числе сказалось на некотором усыхании пригородного движения, хотя оно по-прежнему существует. Едем дальше!
Ночуем в ПГТ Зилово-Аксеновское, Магдагачи, Архара, городах Могоча, Сковородино, Биробиджане, Вяземском, Лесозаводске. Одна ночевка в поезде между станциями Шимановская и Архара. При таком раскладе мы достигаем Владивостока 28 июня в полдень по местному времени.
Надо отметить, что в этот же день можно сесть в электричку из Владивостока до станции Мыс Астафьева в Находке и таким образом доехать до реально самой крайней станции бывшего СССР, там примерно плюс 200 километров на восток и юго-восток.
Скорее всего волну можно соптимизировать на 1 или даже 2 дня, если поиграть с датой выезда — убрать лишние ночевки в Улан-Удэ и Архаре, возникающие из-за отсутствия электричек по всем дням недели.
Разумеется, никакого практического и экономического смысла такая поездка не имеет. В ней определенно есть некая доля романтики, но поймут не только лишь все…