Во владении Эстонии несколько сотен островов, большинство из которых торчащие из воды безжизненные камни. На полутора десятках есть обитатели из числа людей, причем попадаются такие, где живет всего по несколько человек. Крупнейший же остров — Сааремаа — является домом для 33 тысяч граждан, треть которых квартирует в единственном островном городе страны с труднопроизносимым названием Курессааре. Он связан с большой землей паромной переправой и дамбой, регулярными автобусными маршрутами и даже ежедневными авиарейсами (отсюда я как раз улетал — так прикольнее). Люблю укромные места в стороне от массовых туристических троп! Поэтому без всяких сомнений включил Сааремаа в маршрут даже несмотря на долгий автобусный переезд и переплыв через пролив. Еще одно сочное место в Эстонии, еще одна рекомендация при возможности заскочить.
Эстонию я изучал вместе с «Кварталом Depo»: ярким, современным, гармоничным жилым комплексом у площади Победы в Минске. Его возводит компания «А-100 Девелопмент», а первые жители въедут в свои квартиры уже в 2022-м году. Будьте среди них!
Поездка: Эстония | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | «Квартал Depo» как Минск 2.0 — яркий, смелый, в самом центре ← читать!
◉ 02 | Таллинн. Как малюсенькая страна экс-СССР доросла до своих небоскребов в Сити ← читать!
◉ 03 | Таллинн. Реконструкция старого района Каламая (на зависть всем) ← читать!
◉ 04 | Таллинн. Rottermani City, триумф эстонской архитектуры ← читать!
◉ 05 | Тарту. Сплав эпох в новом центре города ← читать!
◉ 06 | Тарту. Переосмыслить советский микрорайон ← читать!
◉ 07 | Тарту. Традиционное многоквартирное деревянное жилье ← читать!
◉ 08 | Нарва. Русский эстонский город. Центр ← читать!
◉ 09 | Нарва. Столетнее жилье Кренгольмской мануфактуры ← читать!
◉ 10 | Нарва-Йыэсуу. Суровый северный курорт ← читать!
◉ 11 | Пярну. Перестройка эстонской провинции ← читать!
◉ 12 | Курресааре. Жизнь и архитектура на Моонзундском архипелаге ← сейчас открыто
◉ 13 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Эстонии ← читать!
◉ 14 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Латвии ← читать!
◉ 15 | Силламяэ. Бывший секретный населенный пункт ← читать!
◉ 16 | Кохтла-Ярве. Упадок по-эстонски ← читать!
◉ 17 | Йыхви. Чем наполнен микрогородок в богатой стране ← читать!
◉ 18 | Вильянди. Три часа на поезде, чтобы посмотреть на глубинку ← читать!
◉ 19 | Маарду. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 20 | Сауэ. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 21 | Палдиски. На берегу ветреного моря ← читать!
Эстония может похвастаться фантастической по белорусским меркам транспортной связностью регионов. Добраться до любого уголка страны нет никаких проблем, а в относительно крупный регион Сааремаа и подавно. Причем не только из столицы, но и других городов. Например, я ехал из Пярну — удобно!
У рейсовых автобусов всегда преимущество на паромной переправе: при прочих равных он получит место на ближайшем же судне, а вот легковушка может и застрять до следующего. Правда, в межсезонье такой проблемы нет — места хватило всем и еще осталось.
Паром на остров Муху через пролив Виртсу идет минут 25. За это время можно перекусить в столовке, попить кофе или просто посидеть на палубе. В конце осени, надо сказать, последнее реализовать непросто из-за ветра, буквально проникающего в душу.
Проезд на пароме не стоит ничего, если ехать общественным транспортом. Вообще поддержка коммунального транспорта в Эстонии вызывает огромное уважение — в отдельных уездах внутригородской и даже пригородный просто бесплатный. В аэропорт Курессааре — бесплатно. Стоимость внутригосударственных перелетов сдерживается за счет бюджета.
На пароме детская комната, туалеты, кофейные аппараты:
После переезда по острову Муху начинается длинная дамба, связывающая его непосредственно с Сааремаа. Удивительное место — едешь будто среди моря, если не смотреть вниз:
А это уже автовокзал Курессааре модной восьмидесятнической архитектуры:
Похожая на него пожарка напротив. Автобус Lux Express не мой, этот вот-вот отправится в Таллинн:
Главная улица города носит имя Таллиннской. Делать ее широкой не было никакой нужды, поэтому на всем протяжении на ней только две полосы для движения автомобилей. В центральной части Курессааре улица имеет уникальное ограничение скоростного режима в 10 км/ч. Никто никуда не спешит да и спешить, в общем, некуда — всегда везде успеешь.
Методистская церковь. Интересна тем, что это первая методистская церковь Эстонии (1910-й год), и именно отсюда, из Курессааре, движение стало распространяться по Эстонии:
В городке то тут, то там попадаются новые либо относительно новые здания. Признак того, что в Курессааре живая экономика и есть перспективы. Как и везде в Эстонии, обновки со вкусом и уважением к окружающей застройке. Как просто и сложно одновременно — беречь родное:
Торговый центр и самое высокое жилое здание острова — 12-этажный столбик из сборного железобетона и кирпичей:
Центр начинается у лютеранской церкви святого Лаврентия. Этнические эстонцы в основном все протестанты и именно лютеране, в то время как православие в основном религия русских. Католиков, кстати, микроскопическое количество.
Территория с ограничением скоростного режима в 10 километров в час выделена не только дорожными знаками, но и отдельным покрытием: улица замощена природным камнем темного цвета. Это должно обращать внимание водителей и сигнализировать о въезде в специальную зону города:
Уличная мебель:
Красивая историческая рядовая застройка:
Желтое здание с черепичной крышей занимает городская ратуша:
Дорожное полотно вновь асфальтированное. Таллинская улица меняет название на Лосси и выходит за пределы центра и устремляется на окраину к замку. Да, в Курессааре имеется настоящий средневековый замок отличной сохранности.
Вид на боковую улочку:
Отдельные строения, привлекшие внимание внешним видом:
Развилка дорог влево и вправо от замка. Бастион возведен на берегу моря, дальше, собственно, некуда:
Можно только пешком!
Крепость в Курессааре и замок Аренсбург внутри нее являются классической дубликацией бастиона звездчатой формы. Размеры не слишком большие, они соответствуют месту и времени постройки. Вокруг ров с морской водой, а над ним куртина из природного камня. Кайф:
Обратный взгляд на портал, с территории крепости:
Пара построек там же:
Аренсбург — наиболее цельное произведение средневекового оборонительного зодчества на территории стран Балтии. Основное тело замка поставлено еще во второй половине XIV века, поэтому его холодная аскетичность выглядит настолько необычно нашему глазу. Север, камень, темные времена как они есть:
Концертная площадка у западной стены:
По другую сторону крепости:
Там вдалеке в районе улицы Абая виден рядок спа-отелей, выстроенных в Курессааре в последние годы. Внутренний туризм в Эстонии развивается завидными темпами, а из-за отсутствия нужных климатических условий направление выбрано в сторону оздоровления и релакса.
Но я вновь в город, только уже не центр, а непарадную часть.
И в непарадной части Курессааре оставил впечатление прекрасного атмосферного места, куда даже при случае можно вернуться. Не знаю как вы, а я могу по таким улочкам ходить часами, рассматривая детали и собирая их в пулеметную ленту сторис…