Автобус, на котором я въезжал в Эстонию, имел странный для непосвященного человека маршрут: Санкт-Петербург — Маарду. В наших реалиях это было бы что-то вроде Вильнюс — Заславль или Рига — Мачулищи. Маарду является крупнейшим спутником эстонской столицы, но слово «крупнейший» здесь не равноценно «большой». В городе живет 15 тысяч человек и, разумеется, никому не придет в голову ехать сюда из Петербурга. Так автобусные операторы получают от регулятора частоты на коммерчески привлекательные рейсы, которые по мнению регулятора обеспечены достаточным количеством транспорта. На самом деле автобус едет в Таллинн и только, а на бумаге существует в интересах пригородного Маарду. Дико? Ну, в Евросоюзе хватает своей дичи, а как иначе.
Эстонию я изучал вместе с «Кварталом Depo»: ярким, современным, гармоничным жилым комплексом у площади Победы в Минске. Его возводит компания «А-100 Девелопмент», а первые жители въедут в свои квартиры уже в 2022-м году. Будьте среди них!
Поездка: Эстония | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | «Квартал Depo» как Минск 2.0 — яркий, смелый, в самом центре ← читать!
◉ 02 | Таллинн. Как малюсенькая страна экс-СССР доросла до своих небоскребов в Сити ← читать!
◉ 03 | Таллинн. Реконструкция старого района Каламая (на зависть всем) ← читать!
◉ 04 | Таллинн. Rottermani City, триумф эстонской архитектуры ← читать!
◉ 05 | Тарту. Сплав эпох в новом центре города ← читать!
◉ 06 | Тарту. Переосмыслить советский микрорайон ← читать!
◉ 07 | Тарту. Традиционное многоквартирное деревянное жилье ← читать!
◉ 08 | Нарва. Русский эстонский город. Центр ← читать!
◉ 09 | Нарва. Столетнее жилье Кренгольмской мануфактуры ← читать!
◉ 10 | Нарва-Йыэсуу. Суровый северный курорт ← читать!
◉ 11 | Пярну. Перестройка эстонской провинции ← читать!
◉ 12 | Курресааре. Жизнь и архитектура на Моонзундском архипелаге ← читать!
◉ 13 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Эстонии ← читать!
◉ 14 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Латвии ← читать!
◉ 15 | Силламяэ. Бывший секретный населенный пункт ← читать!
◉ 16 | Кохтла-Ярве. Упадок по-эстонски ← читать!
◉ 17 | Йыхви. Чем наполнен микрогородок в богатой стране ← читать!
◉ 18 | Вильянди. Три часа на поезде, чтобы посмотреть на глубинку ← читать!
◉ 19 | Маарду. Спутник Таллинна ← сейчас открыто
◉ 20 | Сауэ. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 21 | Палдиски. На берегу ветреного моря ← читать!
Маарду возник в межвоенное время как поселок у месторождения фосфоритных руд — здесь их добывали, обогащали и превращали в готовые удобрения. Комбинат был крупнейшим в Эстонии химическим производством, давал работу почти двум тысячам человек, поэтому после закрытия в 1996-м году город-спутник погрузился в депрессию.
Сейчас основным работодателем является морской порт Муугу, главный морской порт Эстонии. Здания комбината ветшают и сдаются в аренду под мелкие производства, других предприятий нет.
Маарду связан с Таллинном несколькими автобусными маршрутами. Расстояние 15 километров, ехать недолго благодаря широкой трассе на Петербург, с северной стороны к которой и прилегает город. Туда я добирался на такси, обратно воспользовался общественным транспортом.
У города очень сложная планировка, к нему прикреплялись соседние населенные пункты и промзоны. Наиболее компактный район на северо-восточной окраине вдоль улицы Кеемикюте:
Центральная часть района представляет собой группу типовых двухэтажек, напоминающих одновременно все послевоенные моногорода бывшего СССР. Это бывший поселок городского типа Каллавере, ставший частью Маарду в ходе очередного укрупнения населенного пункта. Такой, типа Тракторозаводской у нас:
Новостроек считанное число. Несмотря на близость Маарду к Таллинну и хорошие транспортные связи, девелоперы не интересуются развитием спутника. По каким-то причинам под это нет рынка. Но, возможно, нет и инфраструктуры — социальной и инженерной.
С торговлей как и во всей Эстонии все отлично:
Еще пара кадров центральной улицы:
А это я свернул в сторону и прошел боковыми улицами, утыканными пятиэтажками. Некоторые получили свежий ремонт, другие ограничились только заменой балконных ограждений. Как вы видите, эстонцам тоже не чужд металлопрофиль :)
Православная Московского патриархата церковь Архангела Михаила. Большинство жителей Маарду русскоязычные и православные.
Аккуратная хрущевка:
Новостройки:
Одна из трех школ города. Очень похожа на мою 173-ю в Минске только в четыре этажа.
Самый отдаленный жилой сектор с зубодробительным названием Веэру Хальязала выше и плотнее остального Маарду. В советское время с расширением главного производства было принято наращивать и жилой фонд, так что моногорода разрастались поясами. Вот, этот пояс самый молодой высотный:
Совсем как у взрослых: