Кажется, никто не накладывал никаких санкций на пассажирское железнодорожное сообщение со странами ЕС, но поезда из Минска после открытия границ в Вильнюс и Варшаву так и не поехали. Да даже если бы и официально об этом как-то сообщалось, то логики на самом деле никакой нет. Во-первых, остается автобусное сообщение и возможность пересекать границу на личном автомобиле. Во-вторых, непонятна конечная цель запрещать именно поезда. К какому эффекту это должно привести? Какую проблему решить? Эффект пока такой: автоперевозчики подняли цены, а мест зачастую не хватает. Посмотрим, за сколько теперь можно добраться до Вильнюса, Варшавы, Праги, Кракова.
Покупал билеты на осень в Европу из Каунаса и заодно решил глянуть, сколько сейчас талон до тамошнего аэропорта из Минска. Это и смешно, и грустно, но 120 рублей! Сто двадцать рублей за 290 километров в пути. Самый дешевый автобус в Вильнюс стоит 65 рублей и это более или менее похоже на то, какими цены были раньше (в пересчете на свободно конвертируемые валюты), но есть 75, и даже 100.
Перевозчиков я не виню, конечно. Им было нелегко в ковидные времена, теперь фартануло — конкуренция нулевая. Купить билеты на Ecolines (самый раскрученный бренд и недорого по сравнению с другими) невозможно на ближайшие дни, все раскуплено. Заботиться о местах нужно заранее, спрос огромный!
В Варшаву, скажем, такса 110 белорусских рублей (в 2 раза дальше Каунаса, если что), а совсем недавно было дороже. К счастью, добавилось довольно много рейсов от государственных и частных перевозчиков, теперь в польскую столицу можно уехать и за 80 белорусских, если позаботиться о покупке заранее. В мае, когда границы только открылись, я ездил в Белосток через Гродно. Так вот только от Гродно до Подляшского воеводства перевозчик брал 70 (!) рублей. Теперь он берет за некоторые рейсы 50, за другие 60.
Там, где конкуренции нет, цены двигаются только в сторону увеличения. Краков — Минск от Intercars в июле обошелся мне в 145 рублей, но раз желающих меньше не становится, а автобус по-прежнему один, то… Все верно, теперь билет стоит 190. При этом в ходу тот же проходящий автобус из Праги, и вот для маршрута Прага — Минск цена прежняя, 240 рублей. Выросла она только на наиболее востребованном участке.
Вообще мой самый любимый пример маршрутка Брест — Тересполь. Между автовокзалами этих городов менее 10 километров, а билет стоит 20 рублей.
А если бы были поезда? Разумеется, волшебства не бывает, цены не рухнули бы, но в любом случае перевозчикам пришлось бы конкурировать за пассажира. Это хорошо видно на направлении Минск — Москва, где есть куча самолетов и какого угодно класса железнодорожного сообщения. Неакционный билет на автобус там стоит 55-60 рублей (750 километров пути), а акционные бывают и по 40.
Будет ли становиться больше автобусов на европейских направлениях? Если не пускать поезда, перевозчики так или иначе смогут продавливать у тамошних властей разрешения на открытия дополнительных рейсов. Но ответа, почему не открыть железнодорожное сообщение, у меня все равно нет. Потому что потому.