Когда я вижу как люди садятся в купе на вечерний поезд «Звязда», у меня шевелятся волосы: кто-то готов переплачивать гигантские деньги за возможность добраться до Санкт-Петербурга по железной дороге. В прошлом году мне несколько раз необходимо было съездить в Питер и самый короткий анализ ценовых предложений показал, что идеальным вариантом оказывается самолет. Я решил собрать информацию по основным точкам притяжения белорусов и сравнить цены на билет в зависимости от способа передвижения на общественном транспорте.
Есть несколько нюансов. Все цены приведены для билетов в сумме «туда» на 10 сентября 2014 года и 11 сентября «обратно» при условии покупки 31 августа. Понятно, что в зависимости от загрузки самолета, например, они могут меняться. Для железной дороги цены приведены для плацкартных билетов, для самолетов — эконом-класс.
Я сознательно не выбрал далекую дату, иначе у меня вышла бы таблица самых дешевых билетов существующих в природе. Например, до Москвы есть плацкартные билеты в одну сторону стоимостью 430 тысяч рублей, но на поездку, планируемую за 10 дней, самых дешевых может и не найтись — раскупают сильно заранее.
И еще: я не учитываю понятия комфорта, скорости, личных предпочтений и прочего. Все это тоже влияет на конечное решение, чем передвигаться. В итоговой таблице цены как есть, для удобства они приведены к долларовому эквиваленту по официальному курсу на 1 сентября.
Простите за скриншот из Word со всеми его артефактами.
Как видим, на данный момент автобус является самым дешевым способом передвижения при международных маршрутах. Такой ситуация была не всегда — железная дорога успешно продолжает дорожать и терять пассажиров. Кроме того, лично для меня открытием стали нелидирующие позиции по ценам такого перевозчика как Ecolines на всех без исключения направлениях (он скрывается под именами «Aмрон» или «Transinesta»).
Теперь я пройдусь по городам с личным комментарием — на чем бы поехал я.
Москва. Однозначно разумный выбор — самолет. Несмотря на существенную разницу со стоимостью плацкарта, до Белокаменной логично именно лететь, а не ехать. Ночной плацкарт с 50 соседями по вагону, шлепанье двери в туалет, очереди на оправку по утрам, застиранное белье… Если уж ударяться в экономию, то лучше ехать автобусом. Ecolines возит от 370 тысяч в одну сторону. Если сильно хочется поездом, то подчеркну, что стоимость оного до Москвы и обратно сопоставима с самолетом.
Санкт-Петербург. Здесь еще проще. Разница между самолетом и поездом всего $26, а экономия времени просто ошеломительная. Если же брать купе, то поездка в Питер становится просто золотой. Почему самолеты в Северную столицу полупустые (и таким образом дешевые для разумных людей), остается для меня загадкой. У автобусных перевозчиков вновь лидер Ecolines.
Киев. Лететь в мятежную столицу конкретно 10 сентября выходит очень дорого, аж $250. Но, надо сказать, это не исключение — цены на самолеты в этом направлении традиционно высоки. Честно говоря, на мой взгляд оптимально ехать поездом — даже если брать купе, то тратишь в два раза меньше, чем самолет. Почти халява! Есть и дешевый перевозчик из Николаева, некий ИП Гаджиев, готовый задешево подкинуть вас в Киев на автобусе. Самые прозорливые едут до Гомеля по внутрибелорусским ценам и потом пересаживаются на маршрутку до Киева.
Вильнюс. Не пугайтесь адовой цене на самолет — просто в этот день попасть в столицу Литвы можно только с пересадкой. Реальный тариф Belavia в этом направлении около $100. Самолет в Вильнюс абсолютно бессмысленен, здесь рулят поезда, доезжающие до центра города всего за 2,5 часа. Автобус?.. Ну, не знаю, попробовал один раз — не особо понравилось, около 4 часов в пути. Цена в $21 на 10/11 сентября, почитай, акционная, столичные перевозчики возят по «железнодорожным» ценам.
Рига. Летать в Ригу дорого всегда. Вообще очень странная ситуация — вроде направление востребованное, а конкуренции никакой за пассажира нет. Может, потому, что пассажирам просто некуда деваться. В Ригу я бы выбрал поезд или даже автобус в крайнем случае. Латыши начали бороться за клиентов и дешево возить поездами, там даже есть вай-фай. Цена на купе выходит дешевле самолета в любом случае. Иногда Ecolines и Lux Express устраивают акции невиданной щедрости и предлагают сгонять в свои хабы за очень дешево, но в принципе на акционные цены я не ориентируюсь.
Варшава. Если вы никуда особо не спешите, то едьте в Варшаву автобусом. Реальная экономия и не так уж утомительно из-за сравнительно небольшого расстояния. И самолеты, и поезда до столицы Польши традиционно дороги и не планируют снижаться. Почему так — загадка!
На этом мой маленький обзор закончен, всем спасибо за внимание.