Фастфуд-журналистика

gamb

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Беда, беда: интернет и мир капитала диктуют журналистам работать быстрее, продукты стандартизировать, конвейер не останавливать. Мы живем во времена фастфуд-журналистики — быстро, нажористо, легко усваивать. Концепция моментального питания, к сожалению, имеет минусы, однако с этим приходится жить.

Почему журналистика становится быстрой? Потому что в интернете пользователи хотят постоянного обновления контента. Это как радиостанция, на которую можно настроиться в любой момент, послушать блок и выключить. Об этом я поговорю подробнее в следующий раз, сейчас же сконцентрируюсь на условиях, в которых приходится работать журналистам.

Итак, с одной стороны у нас есть запрос аудитории постоянно получать обновления, с другой — владелец издания, в котором вы трудоустроены. Неважно, какая форма собственности у него, частник ли он или осваивает госбюджет — в любом случае управленец будет стремиться минимизировать расходы. Журналистика вообще штука дорогая, а в Беларуси еще и трудномонетизируемая.

В итоге штатных сотрудников никогда не будет хватать, творческие единицы загружены под завязку и единственным выходом из ситуации становится конвейер. Это как в общепите: есть рестораны высокой кухни, а есть «Макдональдс», который тоже, в общем, имеет право на существование и имеет заслуженную популярность (чизбургер — one love!).

Плюсы в фастфуде есть. Легко выдерживать стандарты качества, легко оправдывать ожидания клиента, есть место для маневров на ниве экономии и унификации и поддерживать работоспособность конвейера круглые сутки. Сейчас журналисты достаточно стандартно подходят к разработке тем, приемы и ходы проверены временем и все еще приносят результат, публика получает массу контента. Другими словами, концепция реально работает.

Главный минус — практически полное отсутствие творчества. К большому сожалению, те объемы работы, с которыми обязаны справляться интернет-журналисты, исключают элемент творческого поиска рядового сотрудника. За потерей творческого элемента наступает кризис идей и вымывание тем, обедняется контент, страдает общий уровень журналистики в стране.

Владельцы медиа-бизнесов должны понимать: журналист заканчивается как профессионал, когда перестает получать впечатления от своей работы. 50% успеха любого материала — это те впечатления автора, которые он получил в ходе подготовки материала. Сколько творчества у лепильщика гамбургеров в «Макдаке»? Сколько у повара на кухне приличного ресторана?

Рано или поздно белорусская интернет-журналистика придет к пониманию необходимости расширять штаты и увеличивать среднюю продолжительность подготовки одного текста. Есть место для улучшений и со стороны менеджмента: составление индивидуальных графиков работы и нагрузки, выделение времени на «особые материалы». Правда, надо понимать, что не каждый журналист такой уж прям весь творческий — хочет писать для души, а не на гонорар. Нет, таковы не все (правда, что они делают в профессии, ума не приложу).

Вот еще один любопытный нюанс: не знаю, как измерить «выхлоп» от статьи, но знаю, что и у журналистского продукта есть, что называется, маржа. Опять аналогии с бургерами: конвейерный дешевле, но приносит прибыли меньше, хотя продается больше. Ручной работы, он вкуснее, готовится дольше, продается меньше, однако маржа больше. То есть, ежемесячным журналам типа Esquire еще есть за что бороться при существующем положении дел.

Но повторюсь, не стоит забывать: публика в интернете хочет постоянное обновление контента, этот фактор ни при каких обстоятельствах не будет исключен. Где-то есть золотая середина — между фастфудом и творчеством, ее нужно искать сообща.

Предыдущие выпуски:
Интернет-СМИ как кладбища контента
Найти общий язык с читателем
Упоминать торговые марки в СМИ — нормально, избегать их — нет
Медиа — зеркало ваших страхов
Журналистика — отрасль развлечений, а не информации
Редакции газет не умеют работать в интернете, им надо переучиваться
Для белоруса все, что не передовица «Правды», — «желтая пресса»
Хватит покупать лояльность журналистов. Это не работает!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Ася Паплаўская

    Ответ на мой внутренний вопрос. Спасибо

  • Nikita Kostikov

    Насчёт монетизации – все так, очень сложно монетезировать белорусские новости