Удивительное рядом: фастфуд-сеть с мировым именем не смогла встроиться в белорусскую экономику и покинула страну. Компания с полувековой историей, с отработанными до мельчайших нюансов процессами, с толстыми мануалами по преодолению любых мыслимых проблем на местных рынках, закрылась. Нет никаких сомнений, что постарался здешний менеджмент, потому что с самого начала все у Sbarro было странно. Эта стремная ставка на низкие цены в ущерб качеству, почти полное отсутствие продвижения, нулевая восприимчивость к общественному мнению в соцсетях — в общем, Sbarro шла к закономерному финалу. Но бренд в этом не одинок. На мой взгляд еще несколько сетей, присутствующих на белорусском рынке, рано или поздно вынуждены будут закрыть свои точки. Кто же они?
Конечно, я не берусь ничего утверждать со 100% вероятностью. Все в мире изменчиво: бывшая когда-то консервативной и неактивной в Беларуси сеть McDonald’s вдруг стала со страшной силой инвестировать в новые рестораны и даже привезла McCafe — невиданное дело! Я оцениваю ситуацию здесь и сейчас, опираясь на свои внутренние убеждения, какие-то слухи и открытую информацию о текущем положении вещей. В этом посте не учтены всякие мусорные сети типа Burger Club или «Ташир Пицца». Эта пена будет смыта независимо от экономической ситуации и качества менеджмента.
«Крошка Картошка» и Carl’s Jr.
Я объединил эти две абсолютно разные сети, потому что управляются они в Беларуси одной компанией (она же, к слову, развивает еще и Paul).
У обеих сетей проблемы одинаковые. Во-первых, о них ничего не слышно — ни «Крошка», и ни Carl’s не занимаются текущим маркетингом, не пиарятся и вылавливают гостей исключительно из трафика торговых центров. Практика эта порочная: например, в Galileo жесточайшая конкуренция с McDonald’s и KFC, в Dana Mall — с Burger King и другими. Что при этом могут предложить сети? Может, что-то могут, но кто об этом знает?
Во-вторых, в сети никто не инвестирует. То, что они на голодном пайке, стало понятно еще в момент запуска (по моей внутренней информации), а это для новых брендов на рынке подобно смерти.
Я практически не сомневаюсь, что и Carl’s Jr. и «Крошка Картошка» закроются в среднесрочной перспективе.
Hesburger
Сеть-эксперимент, состоящая из одной точки в торговом центре на окраине города, изначально была странным бизнес-решением. Практически ноунейм-бренд в наших реалиях, сопутствующие этому сложности с экономикой и обслуживанием меню… Говорят, Hesburger готовится родить вторую точку на Логойском тракте, однако поверить в это будет можно только после ее открытия.
На мой взгляд привоз финского бренда в Беларусь был стратегической ошибкой: то, что кажется гремит и играет в одной стране, может не производить никакого впечатления в другой. Догадайтесь сами, что имеется ввиду под «другой».
Texas Chicken
Увы, неплохая, в общем, сеть, на мой взгляд, тоже обречена. Верный признак проблем с экономикой — остановившееся развитие. Texas довольно быстро рос, но на 4-м ресторане остановился. Почему? Ответ очевиден: отдача от работающих точек не соответствовала ожиданиям. Руководство явно решило сконцентрироваться на действующих, чтобы повысить их оборот. Увы, планы не сработали — в Texas Chicken пусто, а на полках готовых блюд почти ничего нет. Не готовят, ведь нет спроса.
Мама Дома
Ну, здесь о закрытии речь вряд ли пойдет, потому что сам по себе бренд «Мама Дома» уже обладает ненулевой стоимостью. Бренд может поменять владельца или получить новых соучредителей, заручившись от них инвестициями.
При всем уважении к Денису Курьяну, «Мама Дома» не летит, став безликим табуретом на фудкортах города. Отдельные точки блинной, как точка у ГУМа, просто не выживают, не сумев привлечь своего посетителя. Расчет только на фудкортовый трафик всегда, как мне кажется, опасен и сигнализирует о некрепости образа сети.
Burger King
Хех, самый неоднозначный участник моего антирейтинга — я его специально оставил на десерт.
Казалось бы, каковы шансы, что такой мощнейший бренд может покинуть рынок? Это же сродни катастрофе.
Однако перечислю факторы. Во-первых, в Burger King постоянно мало людей, если не считать такие суперпроходные точки как в «Галерее».
Во-вторых, сеть постоянно занимает, скажем так, спорные локации: вокзал, «Евроопт» в Сухарево, непопулярный выход из метро «Пушкинская» и многие другие. Фастфудные сети критически зависимы от объема реализации, так как закладывают в свои цены микроскопическую маржу.
В-третьих, и это главное, Burger King, на мой взгляд, стал заложником своей маркетинговой стратегии «хулигана». Ввязавшись в откровенно гопническую борьбу с конкурентами, BK занял сторону соответствующей публики, которой не так много, как может показаться — «семейные», «добрые» рестораны ближайших конкурентов McDonald’s и KFC привлекают больше людей.
В-четвертых, у Burger King в Беларуси нестабильное качество и слабые булки в бургерах. Не знаю, как можно год подряд готовить эти сухари!
Я считаю, что у Burger King немалые шансы на закрытие в Беларуси. У остальных сетей из этого списка они еще выше.