Все города с постиндустриальной экономикой столкнулись с проблемой неэффективно используемых территорий, которые ранее выполняли функцию промышленных. Зачастую эти территории располагаются в непосредственной близости от географического центра, составляя так называемый «ржавый пояс», полосу некогда заводских окраин, по мере роста населенного пункта оказавшихся в окружении жилой застройки. Процесс их переформатирования, наполнения новыми смыслами получил название «ревитализация», буквально «возвращение к жизни», что в полной мере отражает суть. Постиндустриальные города стали прирастать эффективными площадями без расширения физических границ, на место заводов пришли красивые районы, парки, общественные места. Подобные процессы развиваются и в Минске, но пока не столь масштабные как в странах на севере Европы. Сегодня давайте посмотрим на район Сомпасаари финской столицы Хельсинки, превращающийся в местную Новую Боровую из оставленного людьми морского порта.
Еще в первые послевоенные годы Сомпасаари был островом естественного происхождения, на котором располагался лесопарк и жило несколько семей. Собственно, истинную сущность этой части Хельсинки легко угадать по корню «саари», который и обозначает «остров». Однако место оказалось удобным для организации порта, поэтому в конце 50-х — начале 60-х скалистый остров был «причесан» динамитом и соединен с материком. Людей отселили, началась полувековая история грузовой гавани.
Уже в XXI веке Хельсинки обзавелся новым портовым терминалом, а этот освободил под жилье, предусмотренное генеральным планом. Вместе с Сомпасаари жилые районы начали расти и на двух других бывших острова — Нихти и Каласатама — ставших с ним единым целым. Близость бывшего порта к центру Хельсинки по прямой, через залив, позволила спроектировать новую трамвайную линию, перекинутую по цепочке на восток. Смотрите карту:
Снос порта и подготовка площадки под строительство многоэтажек потребовали нескольких лет. Городские власти снимали весь земляной слой вплоть до скального основания, чтобы не оставить на ныне жилой территории загрязненную почву. Потребовалось также организовать новые каналы, разделяющие некогда естественные острова, проложить улицы. Еще до начала строительства непосредственно зданий в район пришла линия метро, простимулировавшая рост офисов.
На соседнем острове Ханасаари оставлена промка для электростанции. Она обслуживает центральную часть Хельсинки и, соответственно, новый район тоже.
Первые дома здесь начали сдавать в 2018-м году, а стройка продлится до 2026-го. Всего в Сомпасаари предполагается проживание четырех тысяч человек, что кажется несоотносимо всей величине района, поэтому делаю предположение о четырех тысячах только на одном острове из трех.
Хотя территория застраивается разными девелоперами, у района есть единый стиль, разделяемый только каналами между островами. С точки зрения внешнего вида, наполнения общественных пространств и дворов, позиционирования и исполнения — это чисто наша Новая Боровая, прогрессивный комфорт-класс для молодых семей, приобретающих первую квартиру.
Да, Финляндия побогаче Беларуси, поэтому фасады отделаны декоративным клинкером (конструктивно здания представляют собой железобетонные каркасы) — где-то темно-бордовым, где-то песочного цвета, где-то черного. За счет городского бюджета в район ведется трамвайная линия:
В Сомпасаари сразу устанавливаются малые архитектурные формы, лавочки, высаживаются взрослые деревья, монтируются детские площадки. Внешне он выглядит совсем готовым, но людей очень-очень мало, видно, что еще почти никто не заехал.
Крутые квартиры с панорамными окнами в таких вот бетонных мезонинах:
Входная группа. Вход в подъезд сделан не заподлицо с улицей, что, конечно удивительно для 2023-го года.
Дворы нефункциональны, преемственны дворам старой части города, больше похожим на колодцы. Все для беготни детей и прогулок взрослых вынесено в отдельные зоны, а жилая территория застроена плотно, экономно.
Ну какова красота!
В этом странном здании находится государственная школа:
В некоторых многоэтажках входы в квартиры на первом этаже отдельные с улицы. Тут же оргазованы микроскопические палисадники со столиками для вечернего бокала вина. Мило:
На второстепенных проездах движение успокаивается путем расстановки клумб с деревьями прямо на проезжей части. Кое-где такое уже встречал, например, в Люксембурге:
Много внимания уделено мелочам. Например, гранитом выложены те участки тротуаров, где теоретически может оказаться колесо тяжелой машины — так оно не продавит дорогое покрытие. Кроме того, на брук не захочет поехать велосипедист, не выскочит на проезжую часть:
Мощеный угол на перекрестке дает сигнал подсознанию, куда некомфортно ставить ногу или колесо велика, ограждает от ухода с направления зебры:
Брутальный север темным осенним днем:
На восток от Сампосаари лежит каменистый остров Мустиккамаа (буквально «Земля черничной ягоды»), давным-давно превращенный в рекреационную зону, лесопарк с дорожками и легкими хайкинг-треками. Новый район соединен с островом мостом:
В недрах Мустиккамаа были сделаны искусственные пещеры для хранения нефти. В XXI веке эти пещеры были перестроены в водохранилища, позволяющие благодаря природному микроклимату как бы консервировать подогретую воду и отдавать ее потребителям по мере необходимости. Это позволяет сэкономить на поточном подогреве и сократить выбросы парниковых газов в атмосферу.