Как бы выглядела Новая Боровая 90-х: отвечает район Яткасаари финской столицы

Как бы выглядела Новая Боровая 90-х: отвечает район Яткасаари финской столицы
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Жилая среда Минска развивается в рамках общеевропейских трендов: белорусский покупатель в целом предпочитает все то же, что и польский, и шведский, нидерландский, но формирование соответствующих запросов происходит несколько позднее. Скажем, «Новая Боровая», первый крупный жилой комплекс и район комфорт-класса в Беларуси, заложен в 2014-м году, а в Старом Свете подобные появились на несколько десятилетий раньше. Мы постепенно выравниваемся (взять «Depo» — это уже достойная работа по меркам самых развитых стран), хотя вряд ли когда-нибудь дорастем до премиального класса какой-нибудь Дании или Норвегии просто из-за разницы в цене на метр. В Хельсинки, где я провел пару дождливых осенних дней, «Боровые» стали появляться в 80-х годах XX века, а одной из наиболее известных является застройка Руохолахти (буквально Травяная Бухта) и ее более позднее продолжение Яткасаари (кажется, это стоит перевести как Новый Остров). Так бы выглядели и минские жилые комплексы комфорт-класса, появись они на 15-25 лет раньше. Давайте же смотреть.

Финская столица столкнулась с дефицитом земель под жилую застройку в начале 80-х годов. Тогда были разработаны первые масштабные планы (точечные существовали и раньше) по реконструкции бывших портовых, промышленных и складских территорий со сменой функции. За Руохолахти взялись в 1985-м, спустя три года подготовили проект, а торжественный камень в фундамент первого дома заложили 23 октября 1991-го. Рядом с запланированным выходом из одноименной станции метро, примерно тут:

К тому времени район был почти исключительно нежилым. Работал кабельный завод Nokia, огромный грузопассажирский порт с контейнерным терминалом, функционировала железнодорожная ветка, оборачивавшая грузы между сортировочной станцией и терминалом. Земля же представляла собой искусственный мыс, собранный из четырех природных островов с заполнением проливов камнем и песком. Формирование нового жилого пространства потребовало вновь превратить мыс в остров, для чего группа архитекторов предложила прорыть канал. Это он:

Дома в Руохолахти и Яткасаари начали заселяться в 1992-м, годом позже сюда была проведена линия метро, а в целом за десятилетие возникло много новых апартаментов и офисных зданий. Район полюбили IT-компании, они же предрасположили основной спрос на жилье среди соответствующей публики.

Ранний Руохолахти представляет собой группы панельных домов с полузамкнутыми дворами без машин и междворовыми пространствами, наполненными рекреационными и прочими общественными функциями. Ничего не напоминает? :)

Внутри застройки проложены велодорожки и беговые треки, сделаны спортивные, детские площадки, беседки, барбекю-зоны. Все — в 90-х годах XX века:

История развития района тем временем продолжилась. В 2008-м из порта ушел последний контейнер, и застройщики принялись за рекультивацию земель. Она была сильно загрязнена за десятилетия работы тяжелой техники и перевозки грузов; пострадал и залив, который пришлось углублять и очищать от метрового наслоения отходов. Район превратился в одну большую стройку:

Именно таким я застал его в свой первый приезд в Хельсинки порядка 14 лет назад. Западный пассажирский терминал продолжил работу, обслуживая паромные линии в Таллинн и Санкт-Петербург, но все остальное было снесено подчистую. Исчезли гигантские угольные отвалы здешней электростанции — их разместили в подземных емкостях.

В Яткасаари пришла трамвайная линия, проложенная с запасом: местами вагоны идут по еще не построенным районам, которые полностью появятся лишь к концу 20-х годов XXI столетия. Где-то же это полноценный город:

По мере удаления от метро жилмассив молодеет, на глазах изменяются подходы к внешней части строений, их тектонике и колористике, но суть остается прежний — это комфорт-класс жилой недвижимости как он есть. Простой, недорогой, буквально первая квартира семьи в лучшем ее исполнении.

Вот началась эпоха облицовочного клинкера, тут явно вторая декада XXI века минимум:

А это, конечно, совсем свежак — все эти несимметричные рисунки окон, сложные кровли:

Это, к слову, паркинг. У него полностью функциональная крыша, которая позволяет с земли подняться на самый верх по серпантину:

По мере реконструкции Яткасаари архитекторы получали в пользование некоторые старые здания промышленного назначения. Отдельным назначены новые функции (арт-пространства, кафе, спортивные объекты), другие ждут своей очереди. Оставлен даже один портовый кран для красоты:

Район наполнился арт-объектами. По ним даже сделан путеводитель, хотя прям чего-то особенного мне не попалось. Хороша инсталляция «Плохой, плохой мальчик» у входа в торговый центр:

Освоение земель современными девелоперами:

Отличный фасад и ширина окон:

Тротуары, дороги, инфраструктура для велосипедистов и прочих штуковин индивидуальной мобильности:

Космической крутости жилой комплекс на берегу залива:

Яткасаари очень интересный пример урбанистической истории, наглядная демонстрация поколений архитектурных подходов в рамках единой концепции современного спального района в большом городе. Его реализация продлится без малого 30 лет.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎