Несмотря на то, что общий уровень белорусских кафе и ресторанов неуклонно растет, в большинстве своем это все еще «предприятия общественного питания», имеющие ряд типичных проблем. Я не хочу сказать, будто все без исключения хотят лишь извлечь максимальную прибыль при минимальных затратах, но… Другой раз создается впечатление, словно на дворе нет кризиса, нет конкуренции, нет недостатка в посетителях и 90-е никуда не делись. Вот мои пять претензий к белорусским кафе и ресторанам — без компромиссов!
I Вы постоянно пытаетесь обхитрить ваших же клиентов
Не так давно власти установили максимальные наценки на белорусский алкоголь и одновременно заставили расширить ассортимент в меню. Не слишком здоровая инициатива, согласен (хотя почему владельцы заведений думают, что кризис только у них, когда ужиматься приходится не только им, но и их посетителям?), но какая есть.
Разумеется, с белорусской водкой тут же возникла напряженка. Как правило, половины заявленных позиций нет вовсе, а те, что есть, нормальный человек пить не захочет. Недавно мне вообще заявили, что белорусская водка есть, но она теплая. Любопытно, эти «мужицкие хитрости» придуманы с расчетом на какой IQ?
К хитростям прибегают с весом блюд, ингредиентами, приготовлением коктейлей. Очень странная стратегия для тех, кто планирует работать дольше, чем один сезон.
II Вы видите в гостях источник прибыли, а не партнеров
Рестораторы называют своих посетителей «гостями», хотя, на мой взгляд, многие из них лукавят. Не гости, а кошельки, не партнеры, а должники — вот какие мы в ваших глазах.
Вы рассуждаете о скупости белорусов на чаевые, но никогда не предлагаете комплимент от заведения, оставь в нем хоть миллион, хоть три, хоть прояви невероятной глубины кулинарные познания. Комплимент от шефа мной был получен только единожды (!) в довольно неожиданном месте — ресторане «Кухмистр».
Белорусы, по мнению владельцев заведений, не привыкли ходить в рестораны, экономят и не знают как себя вести. Вы даже не осознаете, что к вам попросту не возвращаются: люди бесконечно ищут «свой» ресторан и зачастую не находят.
III Ваши официанты не на своем месте
Уже несколько реже, но все еще оглушительно часто встречаются ситуации, когда официант ничего не знает о меню, которое предлагает. Он не только не представляет вкуса подаваемых блюд, что еще простительно для кафе средней руки, но даже без подсказки не представляет, сколько стоит бокал пива. Пива, которое подают по сто порций за смену.
Официант может «забыть» о госте, которого обслуживает, без объяснений причин задерживать подачу блюд или расчет за ужин.
На должности официантов приходят люди, которые вообще не видят себя в этой профессии и готовы носить еду по залу только из-за жизненных обстоятельств. Временщики, получающие хоть какие-то деньги, пока не подвернется место получше.
Попробуйте платить им не прожиточный минимум, а побольше.
IV Вы пытаетесь пускать пыль в глаза внешним видом, но забываете про еду и напитки
В Минске и по всей стране постоянно открываются рестораны, и практически все пытаются пустить пыль в глаза внешним видом. В интерьер вкладываются серьезные деньги и какой-то смысл, хотя ваши гости приходят не на стены глазеть, а обедать. Сотни тысяч долларов уходят на «креативные концепции», но в конечном счете заведующий экономит на «Цезаре» — это ли не нонсенс?
Конечно, красивое помещение позволяет оправдывать большую маржу, но все же: давайте о еде. Лучше вкуснее и объемнее, чем красивее и пышнее — я уверяю вас.
В Минске нет ни одного ресторана, про который можно было бы сказать: «О, там готовят лучшее мясо» или «Здесь знают толк в рыбе». У белорусских заведений нет образа, кроме образа «пафосного» и «непафосного» заведения. Ваши арт-директоры получают зарплату зря, я гарантирую это.
V Вы вечно жалуетесь как все плохо
Я не знаю ни одного ресторатора, который был бы настроен позитивно. Я не читал еще статей в прессе, где рассказывалось бы, с каким воодушевлением вы приходите на работу.
У вас всегда все плохо, вы годами рассказываете об угрозе банкротства, и не имеет никакого значения, страдает ли экономика от кризиса, или на дворе тучные времена. Черт побери, да наймите вы себе психотерапевта или не занимайтесь тем, что не приносит удовольствия.
Посмотрите правде в глаза: ресторан «продает» хорошее настроение, но как можно его продать, если сам владелец не верит в успех?
* * *
Да, я сознательно не писал про саму еду и ее количество. Вы и сами все знаете.
Надеюсь, никого не обидел. Удачи!