В этом году парижский Дефанс, главный деловой район Франции и крупнейший сити Европы, отмечает 65 лет с начала строительства. Стройка Дефанса почти никогда не останавливалась, он продолжает прирастать офисными небоскребами, торговыми площадями и жильем, оставаясь сильнейшим местом притяжения агломерации французской столицы. Ежедневно в Дефанс на работу приезжает 150 тысяч человек — это прорва людей добирается к местам приложения труда поездами городской электрички RER, на метро, трамваях, автобусах и такси. Дефанс в целом удачный проект, не потребовавший глобальных перестроек и сносов, но и не избежавший некоторых ошибок. На достижения и ошибки и предлагаю посмотреть в этом тексте.
Планировка и административные границы Парижа сложились еще во второй половине XIX века. Столица Пятой французской республики по площади совсем небольшая, около 105 квадратных километров, что на карте Минска, например, выглядит так:
При этом агломерация Парижа или, как принято говорить, Большой Париж, огромна. В нее входит 130 коммун, большая часть которых с городским статусом. В административных границах агломерации проживает более 7 миллионов человек, а реальное влияние мегаполиса (это заметно по маятниковой трудовой миграции) простирается на территорию с населением в 12,5 миллионов.
К чему я это. Дефанс — это не Париж, он расположен за кольцевой дорогой, а, значит, не входит в границы столицы. Деловой район разделен между муниципалитетами Курбевуа, Пюто и Нантер. Последнему досталось меньше всех.
Сити лежит на главной парижской оси, начинающейся от тронного зала Лувра и проходящей через луврские сады, площадь Согласия и Луксорский обелиск. Эта улица за площадью называется Елисейскими полями, за Триумфальной аркой — проспектом Великой Армии, за кольцевой — проспектом имени Шарля де Голля. В границах Дефанса название уже не меняется, но меняется сама суть дороги: теперь это пешеходная эспланада шириной 250 метров и длиной более километра.
На эспланаду неравномерно нанизаны здания разных эпох, функций, архитектуры — чисто винегрет, сложившийся сам собой за десятилетия развития сити. Заканчивается улица Большой Аркой Братства, построенной к 1989-му году по проекту датского архитектора Йохана Отто фон Спрекельсена, не дожившего до ее открытия. В противовес Триумфальной, эта символизирует стремление к гуманистическим идеалам и миру во всем мире.
Арка, к слову, имеет функцию офисного центра, в ней даже квартирует министерство транспорта. Верхний уровень — выставочный зал и контора правозащитного «Фонда Братства». Внутри тетракуба на тросах подвешено «Облако», какая-то сильно модная инсталляция:
Неподалеку есть проем в теле эспланады, демонстрирующий бутербродную ее сущность: там внизу железная дорога, метро, трамвайная станция, а еще двухуровневая автострада с подземной (!) развязкой.
Парижский сити начинался отсюда же, от купола CNIT, центра новых индустрий и технологий, изначально выставочного зала, а теперь многофункционального центра с магазинами, отелем Hilton, конференц-залом и офисами.
CNIT держится на трех массивных опорах и перекрыт самоподдерживающейся крышей, сплетенной предварительно напряженными тросами. В 1958-м, когда его открывал де Голль, должно было вызывать благоговейный трепет.
Корона из небоскребов, обступающих купол с разных сторон:
В сочетании с Аркой:
Город в день моего приезда готовился к рождественским праздникам, на эспланаде появились лавки для временной ярмарки:
В первой половине 70-х Дефанс столкнулся с первым кризисом, связанным с изменением градостроительной ситуации. Хотя в районе было построено всего только несколько высоток, они уже достаточно исказили скайлайн Парижа, вызвав многочисленные протесты. Тем не менее, общественное мнение получилось изменить, стройка к концу 70-х возобновилась.
В 1981-м был сдан долгострой торгового центра Les 4 Temps, теперь самого посещаемого ТРЦ Франции (42 миллиона человек ежегодно) и самого успешного по обороту средств (более миллиарда евро в год). Изначально он включал 100 тысяч квадратов торговых площадей, сейчас их уже более 220 тысяч.
Справа полукруглые башни — это крупнейший офисный центр Европы Cœur Défense («Сердце Дефанса») по полезной площади (350 тысяч квадратов), самый дорогой в Европе на момент последней перепродажи (2,1 миллиарда евро от Lehman Brothers аккурат перед взрывом пузыря недвижимости 2008-го). Интересен еще и тем, что стоит на месте самого первого небоскреба сити, снесенного ради освобождения площадки.
На заднем плане с ломаным фасадом сочный проект американского ветерана архитектуры Роберта Стерна Carpe Diem (с бюджетом в 150 миллионов евро, хе-хе), дальше выглядывает яйцо небоскребика D2, возведенного взамен снесенного Veritas:
Иные красоты:
Конечно, такой масштабный проект как Дефанс, тем более как проект, растянувшийся на десятилетия, захвативший разные эпохи, разные представления о градоустройстве, не мог не заработать несколько хронических болезней. Нет, в целом парижский сити успешен, органичен и даже любим, но все-таки.
В выходные дни район буквально вымирает. В пятидесяти небоскребах миллионы квадратных метров офисов и почти нет жилья. В Дефансе проживает всего чуть более 20 тысяч человек и в среднем несколько тысяч постояльцев отелей — слишком мало для таких масштабов. Несколько лет назад мне довелось тут побывать конкретно субботним утром: полное ощущение покинутой людьми планеты.
Сейчас власти муниципалитетов озаботились балансом деловой и жилой недвижимости в сити, строятся новые кондоминиумы, поэтому число постоянно проживающих будет расти.
Вторая проблема: слишком хорошие транспортные связи. Да, звучит странно, но когда на работу сюда 9 из 10 человек едут общественным транспортом, и этих человек более ста тысяч, не выдерживают даже самые «взрослые» виды коммуникаций — даже двухэтажные городские электрички RER. Дефанс постоянно догоняет потребности в провозных способностях, постоянно улучшает связность и никогда не успевает за спросом.
Третья. Страсть французов к архитектурным экспериментам играет с ними злую шутку. Многие эксперименты не проходят проверку временем, поэтому точечные сносы в Дефансе часты. Какие-то, возможно, еще впереди. Вот, например, 215-квартирный ЖК Les Platanes — что с ним делать теперь?
Или вот двухкорпусный ЖК Vision 80, поклонение бруталистской эстетике странных (во Франции) 70-х:
И четвертая, уже не на поверхности. Дефанс сумел вытянуть из основного тела Парижа весь большой бизнес. Фактически в пределах кольцевой дороги нет никаких крупных офисных зданий, нет концентрации бизнес-сообщества, подтягивающего за собой разного рода услуги и магазины. Полицентрическое распределение офисов в крупном городе формирует относительно равномерный деловой ландшафт, благотворно влияя и на арендные ставки, и на нагрузку транспортной системы, и на множество других аспектов.
У Парижа же есть только Дефанс.
Хотя и хороший.