В прошлом тексте о парижском сити Дефансе я упомянул, что административные границы французской столицы остаются неизменными более 160 лет, а площадь ее сравнительно невелика, примерно в три раза меньше площади Минска. Однако агломерация Парижа огромна. Официально она объединяет 130 коммун и порядка 7,2 миллиона населения, но, кроме того, силы города хватает притягивать к себе рабочую силу еще и из внешних коммун, где проживает дополнительные 5 миллионов трудящихся. Агломерация сильно урбанизирована, она представляет собой почти непрерывную застройку со стертыми границами между населенными пунктами. Понять, где заканчивается один город и начинается другой можно только благодаря карте! Мне повезло с бесплатным ночлегом в Париже от знакомой семьи, и этот ночлег как раз располагался в пригороде, в одном из 130 городов агломерации — Сен-Мор-де-Фоссе. Осталось только достать из кармана Xiaomi Redmi Note 11 Pro+ и пощелкать кадров по пути от станции городской электрички до многоэтажки в центре.
Город на карте:
Франция, несмотря на свой имидж социально-ориентированного государства, имеет ряд признаков самого сурового капитализма. Во всех крупных городах давно сформировались благополучные и неблагополучные районы, места компактного проживания людей с высоким и низким достатком, вчерашних мигрантов с Африканского континента, представителей кавказских народов и даже народностей рома. Закон требует от муниципалитетов иметь долю социального жилья не ниже определенного уровня, но Сен-Мор-де-Фоссе предпочитает ее не выполнять, ежедгодно оплачивая многомиллионные штрафы. Администрация города старается такой ценой поддерживать качество жителей, что, конечно, полностью расходится с заветами III Интернационала.
Через коммуну проходит линия A городской электрички RER, так что связь с Парижем отличная. В пределах города аж четыре остановки, мне нужна была Ле-Парк-де-Сен-Мор, наиболее близко расположенная к центру. Трудно представить, но вытянутая многоэтажка на заднем плане это она и есть — на первом этаже дома кассы и турникеты, сверху живут люди:
Привокзальная территория:
От вокзала начинается авеню имени Шарля де Голля, которое упирается в мэрию. Вообще проспектом назвать это нет никакой возможности, но надо учитывать градостроительные практики французов, которые все делают компактным:
Мэрия заседает в шато на площади, окруженной по периметру сквериком и неожиданно крупными многоэтажными домами. Вообще Сен-Мор не такой и маленький город, как может показаться — в нем живет порядка 70 тысяч человек. Вся территория коммуны застроена полностью, на сайте населенного пункта говорится, что всего на учете более 30 тысяч жилищ.
При этом довольно много зелени даже глубокой осенью, за что я ставлю «класс»:
Особенность многих староевропейских городов — хаотичная уличная сетка даже при наличии относительно современной застройки. Пересекающиеся под разными углами улицы без четкого архитектурного рисунка являются наследием очень древних эпох, когда города строили без определенного плана. Дань традиции.
Впрочем, у такого формата есть определенные преимущества. Узкие улицы, множественные парковки на обочинах, перекрестки под неожиданными углами, круговые перекрестки где только это возможно способствуют значительному успокоению движения. По французскому городу невозможно ехать быстро! Практически каждый городок волей-неволей участвует в движении slow cities, фактически вся территория муниципалитета по духу организации пространства является жилой зоной со всеми сопутствующими ограничениями для автомобилей.
Многоэтажечки!
Лишь главная улица шире на две полосы второстепенных, хотя по виду и не скажешь, что это главная улица 70-тысячного города:
Сен-Мор наполнен обычными для пригородов магазинами и заведениями. Несколько Monoprix (лучший из сетевых продмагов в стране), несколько ресторанов, одежда, разнообразные услуги, пара фастфудов. Кроме того, во Франции распространены отдельные кулинарии, где продается готовая еда на вес — широчайший выбор гарниров и основных блюд, закусок, салатов — объедение.
Мои друзья снимают тут квартиру с одной спальней и гостиной за 900 евро в месяц. По ощущениям, это хорошая цена для расположения и окружения. Дорога до Парижа встает в 4,60 евро в одну сторону на электричке. Один раз мне понадобилось съездить на такси — вышло 40 евро 😭
Сен-Мор-де-Фоссе хорошо иллюстрирует типичное окружение среднестатистического жителя парижской агломерации.