Как выглядят площадки Минска, зарезервированные под трамвай, — на Ангарской, в Лошице, Сухарево, Брилевичах, Юго-Западе

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Вот уже более 30 лет в Минске не развивается трамвай. Трамваю не дают полностью уйти с минских улиц, потому что формально все еще существуют планы по бурному росту сети. И хотя строительство новых участков раз за разом откладывается, зарезервированные под трамвай земли в большинстве своем остаются нетронутыми. Другими словами, когда-нибудь, когда городской и республиканский бюджеты перестанут, наконец, вливать в черную дыру метростроя миллиарды долларов, куда более дешевый и не менее эффективный при некоторых условиях скоростной трамвай может поехать по минским улицам. Когда-нибудь.

Будущее минского трамвая, в теории, состоит из нескольких новых участков, некоторым из которых, видимо, уже никогда не стать реальностью. Первым делом речь идет о продлении линии от Октябрьской улицы, где лежат неиспользуемые ныне рельсы, до действующей станции «Серебрянка» по Тростенецкой улице, проспекту Рокоссовского и улице Малинина. Никаких препятствий для строительства линии сейчас нет: например, при возведении развязки на Аранской был даже зарезервирован отдельный пролет обоих мостов под линию:

Также на Рокоссовского придется снести несколько плоскостных стоянок, разросшихся на отведенной полосе под трамвай, но в целом, повторюсь, препятствий для этой линии нет. Ожидаемо, с нее и планировали «возрождать» трамвай в Минске, но что-то не заладилось.

Кроме того, в будущем есть планы замкнуть нынешнее полукольцо в центре, но, уверен, от этой затеи уже отказались, просто пока не говорят. Представьте: в районе Даумана появляется развилка — на «Озеро» (направление существует и сейчас), а также далее по проспекту Машерова вплоть до пересечения с Тимирязева. Затем линия поворачивает на Тимирязева, выходит на Цеткин и в конце концов замыкается в районе вокзала.

Идея странная на самом деле и сложно реализуемая на практике. Во-первых, мешает парадная часть Машерова. Во-вторых, потребуется двухуровневый разъезд с автомобилями на напряженном перекрестке проспекта и улицы Тимирязева. В-третьих, линия на значительном участке будет продублирована третьей линией метро.

В районе улицы Короля от этого кольца намечено строительство ветки на Сухарево. Конечно, не без сноса промышленных и административных зданий и строительства отдельного путепровода через железную дорогу. Далее проще: рельсы (в теории) лягут на Харьковской, Пономаренко, Шаранговича. С местом туго лишь на Харьковской в самом ее начале — ради трамвая нужно будет снести несколько двухэтажек по четной стороне, а затем деревянные халупы по нечетной. Маловероятно, но решаемо — и место до сих пор не занято, сохраняется.

И далее по Харьковской полоса отвода остается свободной. Единственный, кто занял ее — заправочная станция «А-100» на перекрестке с проспектом Пушкина.

На Пономаренко — пара свежих бизнес-центров построена на значительном удалении от проезжей части. Призрак трамвая на Сухарево не дал подвинуть их ближе :)

В общем, полоса с большего остается свободной. Если и есть кто на ее пути, то старые промышленные постройки, парковки — все то, что можно снести без особых затрат. Мощные капитальные здания по типу МПО «Центр» на Шаранговича, 19 изначально построены со свободным местом под трамвай.

Практика продолжается и далее, уже в жилой части улицы. Вся ее нечетная сторона зарезервирована под рельсы. В основном резерв занят плоскостными автостоянками.

Каковы шансы на строительство этой линии? Ненулевые! Очевидно, Сухарево никогда не получит свою отдельную ветку метро, поэтому для массива и был задуман трамвай, а все постройки спроектированы с резервом нужных площадей. Даже новые здания на Пономаренко посажены на значительном удалении от проезжей части. Хороший знак.

Кроме того, юго-восток, юг, юго-запад, запад и северо-запад Минска должно прошить огромное трамвайное полукольцо, фактически заменяющее собой отдельную линию метро на спальной периферии города. Начинается оно от улицы Нестерова и заканчивается у берега водохранилища «Дрозды». Правда, это уже точно нет: на месте под разворот трамваев вырос ЖК «Олимпик Парк».

Полоса отвода на Нестерова:

На широченной Малинина хватит места с обеих сторон:

Улица Шпилевского в Лошице. Изначально построена с зарезервированным местом по нечетной стороне:

А вот эта площадка в Брилевичах-3 в районе улицы Напалеона Орды оставлена под новое трамвайное депо:

Четная сторона Чюрлениса:

А вот дальше не все понятно. Трамвай должен свернуть на проспект Газеты «Правда», но сам по себе этот «проспект» (так и хочется добавить — «этой «газеты») довольно узкий и с близко подступающими зданиями. Например, на участке, где поставлена церковь Преображения Господня (31-е здание по адресу), решение может быть только одно — класть рельсы на проезжую часть. Это в принципе не проблема, но лишает трамвай скорости, что является критически важной характеристикой.

Голубева — нечетная сторона:

Горецкого — четная (симптоматично построен на значительном удалении гипермаркет «Гиппо»):

На Лобанка, похоже, предполагалось вынести рельсы на середину улицы, а ее расширить:

Ну и на Колесникова место оставлено по нечетной стороне. Конечной остановкой трамвая будущего, по идее, будет рынок в Ждановичах.

Будет ли? До тех пор, пока резервные площадки остаются нетронутыми, шансы на трамвай выше нуля. По большому счету на данный момент за исключением заправки «А-100» никто не получил право освоить эту землю. Но земля, как известно, имеет свою цену, а ценность трамвая в глазах чиновников чуть ли не отрицательная.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎