Знак нулевого километра формально ведет отсчет всех дорог Беларуси. Но это только символ. На самом деле при расчете километража по старой традиции за начальную точку берется городской главпочтампт, хотя зачастую и это уже не так. При реконструкции дорог и по другим причинам километраж их может изменяться, в связи с чем на свет появляются забавные артефакты — когда один знак показывает до пункта назначения 100 километров, а следующий, в двух километрах далее, уже 90. Так что же считать началом всех автодорог Беларуси? Я предлагаю свой вариант — вот эту неприметную рокаду в Ганцевичском районе Брестской области…
Система белорусских дорог общего пользования насчитывает несколько десятков тысяч километров. Все трассы разделены на три типа: международные магистрали («М»), республиканские шоссе («Р») и местного значения («Н»). «Эмки» пропускают транзитный трафик через Беларусь. Наиболее популярное направление от границы с Польшей до границы с Россией, например, обслуживается магистралью М1/E30 и является составной частью важнейшего европейского коридора Берлин — Москва. Из Польши в Россию, к слову, можно попасть еще и по трассе М10, проходящей по югу Беларуси.
Трассы «Р» имеют республиканское значение. Они связывают между собой областные центры и крупные города, но используются в основном для внутригосударственных маршрутов.
Наконец, «Н» — это те самые рокады из дедушкиной деревни в райцентровский магазин. Густая сеть асфальтированных, грунтовых, а иногда и просто колейных дорог по всей стране, на которой самый маленький трафик, но без которой невозможно представить жизнь страны.
Если «эмок» всего 14, то «эрок» уже почти полторы сотни. А «энок» тысячи. Тысячи! Они как капилляры пронизывают все тело страны и позволяют добраться буквально в любой уголок.
Для удобства их нумерация разделена на блоки для каждой области. Например, в Минской области есть только дороги в диапазоне Н8000 — Н9999, а другим регионам выделены другие диапазоны.
И, в общем, мне стало интересно, где же находится самая первая дорога Беларуси категории «Н», так как с «М» и «Р» все на поверхности. Оказалось не так и просто найти список всех «энок» страны, но у меня это получилось. И выяснилось, что Н1 — это шоссе в Ганцевичском районе Брестской области, соединяющее деревни Огаревичи и Чудин. Вообще все «первые» дороги страны сконцентрированы именно в Ганцевичах.
Ну а после получилось так, что, возвращаясь с К. домой из нашего большого белорусского путешествия, выпала возможность построить маршрут через Н1. И я зачекинился в самом, пожалуй, забавном инфраструктурном месте Беларуси — на настоящем нулевом километре самой первой дороги страны. Где-то в поле у деревни Огаревичи.
И этим постом я завершаю серию текстов о поездке по стране, состоявшейся с 31 июля по 7 августа 2017-го года.