Гатово, между прочим, существует полтысячи лет, а населения в нем побольше, чем во многих белорусских райцентрах. Хотя по статусу это агрогородок, но агрогородок во многом блатной: сюда часто ходят городские автобусы, до Минска подать рукой. Ну, кожевенный завод пахнет все так же, однако поселок растет и строится. Парадокс Гатово заключается в том, что мимо многоэтажек пролетают дачные электрички и «штадлеры» «Городских линий», но остановки здесь нет и не планируется. Как? Почему? Где логика?
Когда проект «Городских линий» начинался, звучал он логично: сделать движение поездов тактовым, тариф единым, проложить сквозные маршруты через Минск, настроить остановок побольше. Уже никто и не вспомнит про те планы, а ведь планы были — сделать, например, платформы на проспектах Пушкина и Дзержинского… Худо-бедно Белорусская железная дорога модернизировала несколько остановок, запустила движение на Руденск и Смолевичи и планирует Фаниполь. Все прочие планы остались на бумаге.
Объясняется это просто: «Городские линии» как и пассажирское движение в целом для дороги сплошная обуза и убыток. По большому счету компенсировать перевозки в минском узле должен бюджет Минска, но у нас с советских времен повелось иначе: перевозчик получает заказ от властей на некий объем перевозок, а дальше крутится как может, вынимая деньги на убыточные сервисы из прибыльных.
В общем, от всего этого страдает простой агрогородок Гатово (в том числе).
Гатово — это не только ароматный кожевенный завод, база вторчермета и гипсовое производство, но и группа многоэтажек разной степени обшарпанности, а также немаленький частный сектор на симпатичных холмах.
Железная дорога к ближайшим из них проходит очень близко, всего в трех сотнях метров — это даже меньше, чем требуют жесточайшие социальные стандарты столицы для транспортной доступности. По сельским понятиям и вовсе расстояния хватает на весь поселок. Если вы не знаете, то власти за нас определили, как далеко может располагаться остановка общественного транспорта на селе — в 3 километрах.
Но Гатово не повезло: агрогородок лежит ровно между двумя платформами — Асеевка и Мачулищи. Идти до них ощутимо немало, поэтому поездами почти никто не пользуется. Тропинка до железки узкая, по ней если люди и ходят, то в каких-то микроколичествах.
«Штадлер» идет до центрального вокзала Минска 19 минут. Автобус из Гатово туда же — 43. Ближайшая станция метро «Могилевская» на автобусе 108-го маршрута достигается за 42. Классический «перепробег» в человеческой жизни и экономике, высасывающий гору ресурсов по всем направлениям.
Чу-чух :)
Что, все хотят жить в Минске? Ну так не удивительно — как же до него добираться каждое утро из пригорода, если удобного транспорта просто нет?
Одна маленькая платформа в агрогородке рядом с МКАД самым благотворным образом сказалась бы и на жителях, и на экономике места. Но кому нужен поселок с его проблемами? Уж точно не Белорусской железной дороге.
Нет ничего более нерационального, чем вывоз сотен людей каждое утро на работу в Минск, когда в нескольких сотнях метров проходит железная дорога. Вообще это так и должно быть: подвозящий транспорт доставляет пассажиров к узлу более вместительного транспорта, тот всех скопом закидывает в крупный город. Но только не у нас.
Вот еще забавно. Гатово уже лет сто хотят связать с Минском прямой дорогой — продлить центральную улицу Металлистов до Бабушкина в Колядичах. Та переходит в Игуменский тракт, Маяковского и далее в центр. Отсутствующий кусок полотна имеет протяженность порядка километра. Никаких сложных инженерных решений он не требует — там кукурузное поле и только. Есть самопальная гравейка.
Мусорный полигон у Нового двора:
Завершающаяся стройка новой минской тюрьмы в Колядичах (после ее открытия арестанты Володарки освободят камеры и замок наконец перейдет городу):
Переход гравейки в асфальт. Это уже черта Минска:
Можно же жить по уму и делать города для людей? Можно! А можно для галочки как в Гатово.