Грузинская железная дорога пережила тяжелейший экономический кризис, приведший к значительной деградации системы. Это был идеальный шторм: разрыв черноморской магистрали вследствие потери контроля над Абхазией, жесткий дефицит энергии, затяжное пике всех ключевых показателей — в общем, дороге пришлось нелегко. Сейчас это прибыльное предприятие, потихоньку возвращающееся к жизни за счет транзитных грузов. Обычные люди, особенно туристы, с железкой Грузии знакомятся посредством маршрута Тбилиси — Батуми, обслуживаемого двухэтажными составами Stadler Kiss белорусской сборки. Этот маршрут требует обязательного погружения в центральный вокзал столицы, настоящий памятник кризиса 90-х, место сложной судьбы и натурной иллюстрации хаоса. Смотрим!
Цикл: Грузия | Оглавление
Развернуть
Регион: Тбилиси
◉ 01 | Ультимативный пост о хорошем архитектурном наследии Саакашвили ← читать!
◉ 02 | Знакомство с Тбилиси: центр и старый город ← читать!
◉ 03 | Современная архитектура по-грузински: микрорайон Ваке ← читать!
◉ 04 | Подворотни Чугурети (захватывают дух) ← читать!
◉ 05 | Дворы Сабуртало: пристройки, захват земель, блеск и нищета рука об руку ← читать!
◉ 06 | Гигантский тбилисский «спальник» Варкетили ← читать!
◉ 07 | Плато Нуцубидзе: спальный район на скалах ← читать!
◉ 08 | Панельки с воздушными мостами в массиве Плато Нуцубидзе ← читать!
◉ 09 | Очень уставший, но очень атмосферный тбилисский район Авлабари ← читать!
◉ 10 | Мистический ночной Тбилиси в районе Сололаки ← читать!
◉ 11 | И еще подворотни: Мтацминда — читать!
◉ 12 | Новый Город Тбилиси. Неудачный эксперимент на китайские деньги ← читать!
◉ 13 | Грузинский комфорт-класс: ЖК «Лиси Веранда» ← читать!
◉ 14 | Тбилиси. Архитектурный шедевр Stamba ← читать!
◉ 15 | Спрятанное здание Театра имени Грибоедова внутри торгового центра Galleria Tbilisi ← читать!
◉ 16 | Чем выше, тем дороже. Поселок Цхнети с эпичными видами на город ← читать!
◉ 17 | Центральный вокзал Тбилиси — место сложной судьбы, натурная иллюстрация хаоса, когда вообще все пошло не так ← сейчас открыто
◉ 18 | Такого нигде не увидишь: надземный пешеходный переход в Тбилиси, ставший нелегальным рынком ← читать!
◉ 19 | Тбилисский опыт внедрения системы выделенных полос для общественного транспорта ← читать!
◉ 20 | Цены на белорусские продукты в Грузии ← читать!
◉ 21 | Цены на мясо, яйца и молоко в Грузии (развеиваю некоторые мифы) ← читать!
◉ 22 | Стритфуд, кафе, национальная кухня и некоторые другие мысли о том, чем и где питаться в Тбилиси ← читать!
◉ 23 | Почему в Грузии так много бездомных собак и почему они такие мирные ← читать!
Регион: Аджария
◉ 24 | Не спешите выбирать Батуми в качестве места для отдыха и инвестиций. Почитайте этот пост… ← читать!
◉ 25 | Старый Батуми — лучшее, что в нем есть ← читать!
◉ 26 | Особняки старого Батуми (чтобы умиляться) ← читать!
◉ 27 | Грузинские многоэтажки-декорации для «Безумного Макса» ← читать!
◉ 28 | Как Батуми переваривает советский город — так, что вытекают глаза! ← читать!
◉ 29 | Жилой комплекс «Белая Магнолия» как символ отрасли недвижимости курорта ← читать!
◉ 30 | Ночь в жилом комплексе Orbi City ← читать!
◉ 31 | Авиаспот в батумском аэропорту. Любители низколетящих самолетов будут очень довольны ← читать!
◉ 32 | Бывшая трасса железной дороги по улицам Батуми ← читать!
◉ 33 | Гауди по-советски, кафе «Фантазия» Георгия Чахавы, попавшее в кино «Любовь и голуби» ← читать!
◉ 34 | Курорт Кобулети. Есть ли смысл отдыхать хотя бы здесь? ← читать!
◉ 35 | Греческое село Дагва, руины роскошного дворца культуры ← читать!
◉ 36 | Волшебство Трансаджарской трассы ← читать!
Регион: Имеретия
◉ 37 | Воровская столица СССР Кутаиси. Центр ← читать!
◉ 38 | Кутаиси. Жизнь в фавелах на берегу реки ← читать!
◉ 39 | Кутаиси. Старый город в теплый весенний день ← читать!
◉ 40 | Кутаиси. Спальный микрорайон Авангард ← читать!
◉ 41 | Город-призрак Цхалтубо. По развалинам советских санаториев ← читать!
◉ 42 | Прогулка по пещере Прометея: стоимость и другие условия ← читать!
◉ 43 | Канатные дороги как общественный транспорт. Впечатления от шахтерского Чиатура ← читать!
◉ 44 | Пешком по грузинским городам: Зестафони ← читать!
◉ 45 | Пешком по грузинским городам: Самтредиа ← читать!
◉ 46 | Индустриальная красота железной дороги в Сачхере ← читать!
Регион: Гурия
◉ 47 | Озургети: малоизвестный краевой центр. Пальмы и снег ← читать!
Регион: Самегрело — Верхняя Сванетия
◉ 48 | На границе с Абхазией. Зугдиди ← читать!
◉ 49 | Так выглядит лето в феврале. Портовый город Поти ← читать!
◉ 50 | Курорт-призрак Анаклиа ← читать!
◉ 51 | Город Джвари: заброшенная станция железной дороги и Ингурская ГЭС ← читать!
◉ 52 | Дорога в Верхнюю Сванетию. Впечатления от столицы края Местиа ← читать!
◉ 53 | Высокогорное селение Ушгули и спуск в Нижнюю Сванетию своим ходом. Кайф! ← читать!
Регион: Рача — Лечхуми и Нижняя Сванетия
◉ 54 | Самый маленький областной центр, в котором доводилось бывать — Амбролаури ← читать!
Регион: Самцхе — Джавахетия
◉ 55 | К турецкой границе, в Ахалцихскую крепость ← читать!
◉ 56 | Грузинская Швейцария, Боржоми. Очень красиво! ← читать!
◉ 57 | Цены на минералку «Боржоми» на ее родине в сравнении с минскими ← читать!
Регион: Шида Картли
◉ 58 | Гори, родина Сталина. Не только музей ← читать!
Регион: Мцхета — Мтианети
◉ 59 | Грузинское все — монастырь Джвари, первый объект всемирного наследия ЮНЕСКО ← читать!
◉ 60 | Волшебный лес Сабадури ← читать!
Регион: Кахетия
◉ 61 | Столица Алазанской долины Телави. Что значит долина для страны ← читать!
◉ 62 | Грузинская Италия, городок Сигнахи ← читать!
◉ 63 | Пешком по грузинским городам: Цнори ← читать!
Регион: Квемо — Картли
◉ 64 | Услада для любителей соцгородов. Лучший из посещенных — Рустави ← читать!
◉ 65 | Прогулки по главной промзоне страны в Рустави ← читать!
◉ 66 | Попробовать азербайджанскую шаурму в самом «азербайджанском» городе Грузии ← читать!
◉ 67 | Пешком по грузинским городам: Гардабани ← читать!
За последние 70 лет это уже третий главный вокзал города. Самый первый, еще царских времен, уступил место неоклассическому в стиле сталинского ампира в 50-х, который, в общем, был вполне функционален и хорошо вписывался в окружающую застройку.
Простоял он менее 30 лет, что ничтожно мало для столь массивного сооружения. Почему снесли и его, узнать не удалось — вероятно, город попросту имел финансовую возможность проводить масштабные реконструкции. На заднем плане разработка площадки под новый комплекс, на переднем троллейбус старенькой модели Skoda:
Стройка модернистского брутально-бетонного терминала растянулась больше чем на 10 лет. На самом деле, обычная практика советского времени: тогда даже с хорошим финансированием чаще всего строили долго… А уж с началом перестроечных перебоев в поставках стройматериалов тем паче.
Тбилиси обходился временными сооружениями и несколькими платформами отдельного Боржомского вокзала, разместившегося буквально в паре сотен метров от основного. В итоге он проработал до 2011-го, а теперь используется нелегальными торговцами.
Основной же вокзал к 1991-му закончен не был. Строители не успели с внутренней отделкой, оборудованием платформ, наполнением здания мебелью и техникой. Начались сложные периоды турбулентности: гражданская война, грузино-абхазский конфликт, тяжелейший экономический кризис — в общем, властям было не до вокзала. Пустующую коробку заняли беженцы из Абхазии, прожившие в ней аж до 2008-го года.
Надо сказать, что за это время потребность в таком крупном терминале исчезла. Система грузинской железной дороги оказалась фактически оторвана от российской (связь сохраняется только через территорию Азербайджана), в связи с чем резко упал транзитный пассажиропоток. Упадок экономики привел к упадку и внутреннего движения — и пассажирского, и грузового, были закрыты некоторые второстепенные линии, практически полностью отменено пригородное движение.
Короче, когда у железной дороги дошли руки до введения вокзала в эксплуатацию, он оказался не нужен. Строение сдали в аренду коммерческому предприятию на 49 лет, а оно сделало из него торговый центр:
Впрочем, не все так гладко.
Сначала сюда пришли торговцы-нелегалы, много нелегалов. Они проникли в лабиринт подземных переходов под привокзальной площадью и на цокольном уровне. Эти переходы наглухо забиты лавками с китайским ширпотребом, а коридоры для прохожих сужены по максимуму. Разумеется, обычные люди стараются их избегать и попросту перебегают поверху.
Под землю когда-то был сделан даже автомобильный въезд. Тут все брошено:
Вокзал Тбилиси-Центральный строился с каким-то эпичным размахом. Ему был выделен огромный конкорс над путями, гостиница и даже подъезд ко входу на уровне второго этажа. Не вокзал — аэропорт:
Парковка ?
Внутри несколько магазинов, в частности бытовой техники, носимой электроники, одежды различных брендов. Смонтированы и включены эскалаторы, на островках продают кофе и выпечку.
В конкорсе оставлен малюсенький зал ожидания и несколько касс железной дороги. Основную площадь занимает фудкорт с пустующими столами:
Зал ожидания:
Со второго уровня пассажир может попасть на первую платформу, откуда уходят поезда на Батуми:
Вдалеке стоит в ожидании вечернего рейса состав в Ереван, управляемый РЖД:
С конкорса же можно спуститься на любую платформу, хотя смысла в этом никакого нет. Пик движения на станции приходится на время между 8 и 9 часами, когда Тбилиси порождает аж три поезда.
Станция:
Здание технической службы дороги, а также главный офис почты Грузии:
Надземный пешеходный переход в залинейную часть Тбилиси. Он полностью забит торговцами, я туда сунуться даже не решился:
Дальние пути заняты уставшими вагонами с логотипом Georgian Railways. По-своему красиво, конечно:
Железная дорога и городские власти вынашивают проект полного выноса станции и строительство нового тупикового терминала в западной части Тбилиси. Территория, которую занимают рельсы, будет отдана под строительство жилья, что и позволит окупить затраты. Вокзал в центре так и останется лишь торговым комплексом и навсегда уйдет в историю, став памятником далекой эпохи.