Честно говоря, я пребывал в уверенности, что в белорусских райцентрах еще можно найти живые «Икарусы» на локальных городских маршрутах. И, озаботившись задачей их поиска, обнаружил обескураживающий факт: в работе легендарных венгерских машин моделей 260/280 больше нет. Остались «технички» да служебки, но возможностью кататься на таких обладают только штатные сотрудники коммунальных перевозчиков. В то же время самая полная база единиц автобусного общественного транспорта бывшего СССР обнадежила насчет туристических «венгров» модели 250/256. Как оказалось, в Беларуси есть еще несколько живых экземпляров главного междугороднего автобуса времен СССР. Впрочем, числящийся «живым» — не равно наличие машины в работе: она может отстаиваться в качестве резерва или вовсе пребывать в нерабочем состоянии. В общем, я разыскал все более или менее свежие фотографии «красных Икарусов», на которых можно было рассмотреть таблички с маршрутом, и принялся штудировать закрепленный подвижной состав по ним. Практика показывает, что конкретные машины намертво закрепляются за определенными маршрутами в течение многих лет. Сайт ticketbus.by, где виден тип машины при заказе билета, порадовал: в ходу есть как минимум один 250-й… Через несколько дней я уже мчал в Гомель, чтобы прокатиться на этом ветеране.
Надо сказать, что должный уход и проведение ремонтов в разных объемах позволяют любым машинам сохранять долгую продуктивную жизнь. Поэтому не стоит удивляться встречам на дорогах автобусов с карьерой в несколько десятилетий пассажирских перевозок. Другое дело, конкретно в Беларуси есть определенные правила по предельному возрасту (пробегу) машин, задействованных в перевозке людей, однако автопарки умеют обходить эти правила.
Еще живучее оказываются автобусы, которые возят пассажиров в нерегулярном сообщении, например, по туристическим маршрутам или вовсе в служебных целях. Вчера множество людей откомментировало мою фотографию «красного Икаруса», мол, в стране их еще много. Окей, много, но попробуйте прокатиться на таком! Все они — служебки в том или ином виде, а работающих на линии считанные единицы, если вовсе не один гомельский.
Нет, на самом деле как минимум их два, но об этом чуть ниже.
«Красный Икарус» ходит по маршруту Гомель — Буда-Кошелево каждый день в 12:20, а в пятницу и выходные совершает дополнительный вечерний рейс. Поэтому чтобы успеть на него, отправляться в областной центр пришлось с самого утра. Вместе с завтраком на вокзале пришлось идти на первый автобус в 5:40. Но ради сочных покатушек, я способен и на большие подвиги :)
Утренний «Штадлер» до Гомеля был практически пуст. 10 вагонов почти порожняком гнали за 300 километров, чтобы через час вернуть таким же порожняком обратно.
В Гомеле было заметно теплее и никакого снега на земле. Прокатились пару остановок до центра, подивившись чудо-компостеру эпохи дизельпанка:
Суровые запреты:
Время до полудня пролетело за чашкой чаю в ресторане «Фасоль». До автовокзала дошли пешком:
Я страшно переживал, что по каким-либо причинам «Икарус» не поставят в рейс в день нашего приезда, например, из-за малого числа проданных билетов, но волнения были лишними. Легенда стояла в рядке более новых «коллег» на парковочной стоянке автовокзала.
В назначенное время автобус пустил сизый дым и заурчал урчанием, знакомым из далекого детства.
Водитель обратил внимание, что я густо фотографирую машину и, выходя за путевым листом, спросил, нравится ли мне.
О да, мне нравится :)
В салон село примерно 10 человек и в 12:22 мы вырулили со стоянки у платформы, выехали на проспект Победы, а затем и Советскую улицу, взяв курс на трассу М8.
Автобус, конечно, в плохом состоянии и явно проработает совсем недолгий срок. Холодный ветер сифонил со всех щелей, в салоне пахло то горючкой, то тормозухой, задницу машины немного водило в стороны на скорости, чувствовалась вибрация сразу от нескольких узлов. Ехали не быстрее 70 километров в час. Сильно хотелось спать!
Последний раз на «красном» я ездил, наверное, лет десять назад, добираясь из командировки в Давид-Городок. Тогда автобус буквально замерз под Слуцком, и водители разогревали подпол горелками, чтобы протолкнуть вязкий дизель. Болел я после той поездки не менее месяца, получив ужасное переохлаждение.
Самая моя дальняя поездка на 250-м была в Санкт-Петербург, но то был 97-й год, я был заметно меньше и моложе.
Впрочем, и сейчас провести несколько часов в салоне «красного» не составит особого труда, разве что салон не мешало бы реновировать или хотя бы отмыть.
Прибыли в Буда-Кошелево:
Наверное, это и было моим прощанием с легендой венгерского автопрома. Было очень хорошо, всем рекомендации успеть прокатиться.
P.S. По прибытию на вокзал в Гомель обратно мы увидели еще одного «красного», отправляющегося в рейс на Лоев. Окей, их как минимум два!