Хочешь понять город и сложить о нем представление — погуляй пешком. Золотое правило! Особенно это важно для «сложных», как я их называю, городов. С хаотической планировкой, с мощными промзонами и крупными железнодорожными развязками. Гомель как раз такой. Помимо витринной Советской, проспектов Ленина и Победы, в этом областном центре еще есть на что посмотреть. Сегодня я предлагаю вместе со мной исследовать гомельское индустриальное кольцо: круг почти в центре города, возникший вокруг сортировочной станции и завода-гиганта «Гомсельмаш». Только для фриков!
Я разделил свой маршрут на два логических участка. Начальная точка — Полесский путепровод над магистралью Гомель — Минск. Первый участок проходит по улице Демьяна Бедного, выходит к Сельмашевскому путепроводу и заканчивается у здания заводоуправления «Гомсельмаша». Второй продолжается по Рабочей улице до больницы №1, а затем пересекает сортировочную станцию по пешеходному мосту общей длиной более полукилометра и по улицам Кирова, Старочерниговской и Шевченко возвращается к Полесскому путепроводу. Собственно, этап от Кирова не порадует любителей индастриэла своими видами, так как является строго жилым районом — включен он сюда чисто номинально, чтобы замкнуть кольцо.
До Полесского путепровода я шел от железнодорожного вокзала через автовокзал по улице Шевченко. Это такая узкая и кривая улочка, но с интенсивным движением и довольно грустными видами.
Вот это, например, крупозавод — филиал предприятия «Гомельхлебопродукт». Производит, как не сложно догадаться, крупу и муку.
К нему протянут подъездной путь от магистральной линии:
На заднем плане уже виден сам путепровод. На переднем «отдыхает» украинский автобус сообщением Гомель — Железный Порт. Я погуглил, что такое Железный Порт: село на юге Херсонской области. Вообще именно с Гомелем у украинских курортов наиболее крепкое автобусное сообщение. Чуть севернее по Беларуси — и маршрутов почти не остается.
Участок 1: от Полесского до Сельмашевского путепровода
Сам путепровод пережил не так давно мучительную реконструкцию, которая доставила неудобств всем без исключения гомельчанам. Фактически путепровод был отстроен заново. Увы, не в полной мере: предполагалось, что он станет шестиполосным, но пока возведено лишь три: под вторую половинку путепровода оставлены лишь опоры от старого моста.
Пролеты моста сделаны из металла. Дорого, но долговечно и позволяет создавать нестандартные решения.
С моста открывается вид на горловину сортировочной станции (слева) и магистральную линию на Минск (справа). Вагоны на фотографии вытягиваются маневровым локомотивом к вокзалу.
На другой стороне железки. «Чмуха» собирает какой-то состав под отправку. Крайний вагон РЖДшный, что-то беспересадочного типа:
На путях киснет так называемый восстановительный поезд. Поезд свежевыкрашен и вообще больше напоминает выставочный образец:
Управление гомельской дистанции пути:
По ЖД-узлу Гомеля местные передвигаются по одним им известным тропам. Некоторые обозначены на Openstreetmap, некоторые нет. Тайные знания :)
Теперь идем по улице Демьяна Бедного. Типичная для Гомеля хаотическая точечная застройка, когда на небольшой площади замиксованы советские многоэтажки, дореволюционные хатки и деревянные самоделки. Эклектика белорусского разлива:
Здесь же цеха Гомельского электромеханического завода. Специализация предприятия — различные штуки для железной дороги.
На улице стоит еще и наркологический диспансер, но фото его, к сожалению, вышли некачественными. С Демьяна Бедного можно подняться на Сельмашевский путепровод, самый длинный мост в Гомеле.
Мост, похоже, тоже уже в предпенсионном возрасте:
Территория ЭМЗ:
Справа — улица Демьяна Бедного, по которой я пришел от Полесского путепровода:
С этого моста открывается сногсшибательный вид на гигантский железнодорожный узел. Тут, конечно, очень красиво:
Мост устал:
Отсюда же можно хорошо рассмотреть здание заводоуправление главного тяжмаш предприятия Гомеля:
Участок 2: от «Гомсельмаша» до улицы Шевченко
«Гомсельмаш» наложил отпечаток на район, в котором расположен. Район «Сельмаш» считается в Гомеле плохим и имеет славу гопницкого, хотя, как это происходит повсеместно, концентрация агрессивных пролетариев постепенно размывается и теперь это просто массив хрущевок и панелек повыше.
Границей завода является улица Рабочая. На нее выходит новенький 2,5-метровый забор из бессера стоимостью, думаю, в несколько сотен тысяч.
Проходная предприятия:
Вид на завод от Рабочего переулка (параллельного Рабочей улице):
Здесь же некий ресторан «Чараунiца». Наверное, входящий в комплекс «Гомсельмаша» как дочернее предприятие. Уверен, юбилеи высоких начальников празднуются именно здесь:
Пустующий павильон магазина «Товары для народа» родом из конца 80-х либо начала 90-х годов:
Возле павильона в большом количестве валялись аудикоссеты, с которыми пытались играть дети.
Магазинчик «Аквариум». Такие привлекают алкоту по утрам:
И вид на 1-ю городскую больницу от улицы Фадеева:
Здесь улица упирается в транспортную проходную «Гомсельмаша»:
Машинам через железную дорогу хода нет, а вот пешеходам вполне. С улицы Фадеева начинается, без преувеличения, самый длинный пешеходный мост в стране. Он проходит над территорией завода, сортировочной станцией и улицей Кирова, спускаясь к Восьмой улице. Его общая длина немного не дотягивает до 600 (!) метров.
Абсолютно уникальное сооружение для Беларуси.
Несмотря на то, что мост очень длинный, сокращает он значительно более долгий путь. Объезд по улице Ефремова составит 4 километра, по Полесскому путепроводу — 6.
Мост позволяет рассмотреть склад готовой продукции «Гомсельмаша» и сортировочную станцию.
Мост в какой-то момент искривляется, чтобы вывести к свободной площадке в микрорайоне Старый Аэродром на Восьмой улице:
Улица Кирова:
Спуск:
Вот и все!
Путешествие прошло в партнерстве с компанией «Ласерта», профучастником рынка ценных бумаг Беларуси.