В Беларуси всего два города, которые имеют полноценные кольцевые дороги, хотя микроcкопический Копыль в этом списке скорее случайно. Большинство крупных и средних населенных пунктов обходятся неполными объездными разной степени удобства. У Гомеля она тоже есть: позволяет перескочить между М5 (Минск — Гомель), М8 (Витебск — Гомель) и М10 (Кобрин — Гомель) не заезжая в областной центр. Однако городу не хватает кольцевой для внутренних нужд, она существует только кусками как, например, третье кольцо в Минске. Около 15 лет назад Гомель решил впрячься в строительство самого нужного и значительного этапа дороги, так называего Восточного обхода, призванного существенно облегчить нагрузку на центр, благодаря уводу доли автомобильного трафика на новый мост через Сож. Искал даже частные финсредства в рамках проекта государственно-частного партнерства (да, Восточный обход грозил быть платной дорогой на 49 лет), потом пытался привлечь кредит из Европы, начал ковырять подходы к мосту через реку и в конце концов сдался. Насыпи заросли лесом, а чтобы уехать на Добруш нужно по-прежнему пользоваться единственным мостом на улице Фрунзе. В городе с полумиллионным населением. Прогулялся по брошенной стройке.
Вообще Гомель время от времени хочет вернуться к Восточному обходу и довести дело до конца. Дело не только в том, что городу нужна магистраль для транзита. Городу некуда расти в плане строительства жилья: дефицит земель в нем начал проявляться еще полвека назад, тогда же были осуществлены циклопические проекты по намыву земель в пойме Сожа — сейчас на них колосятся микрорайоны Мельников Луг и Волотова. В общем, Восточный обход позволял начать развивать участки в районе деревни Березки, имевшие перспективы вместить около 6 миллионов квадратных метров жилья и 150 тысяч гомельчан. Без дороги никакие Березки невозможны, однако…
Альтернативы у Гомеля фактически нет. К концу СССР начались работы по намыву земель к югу от проспекта Октября, этих территорий хватило бы областному центру на далекую перспективу. Увы, работы не завершены, уровень необходимо поднять еще минимум на 2,5 метра, а это дороже Восточного обхода :)
Итак, вот проявляющаяся на карте кольцевая дорога Гомеля. Красным обозначены ее готовые и действующие участки, серым то, что были попытки построить:
Кусок большой и относительно сложный хотя бы за счет мостового перехода через судоходный Сож. Общий бюджет порядка 200 миллионов долларов, деньги по всем параметрам немаленькие. Городской и областной бюджеты такой потянуть не могут, частного партнера не нашлось, с кредитом из-за рубежа что-то не срослось…
Основные работы велись своими силами на подходах к мосту через Сож с обеих его сторон. Прогулку я начал от улицы Луначарского, соединяющей Новобелицкий район и поселок Ильич как раз у знака границы города:
Если бы не карта Яндекса, на которой как правило обозначаются все строящиеся улицы и дороги, найти следы могучей стройки было бы непросто или вовсе невозможно. Я стою на насыпи, сделанной для выравнивания уровней скрещивающихся магистралей:
Здесь видно лучше:
Стройка была брошена в 2014-м году, то есть во времена, когда уникальная белорусская социально-экономическая модель если и буксовала, то еще не начала скукоживаться. За 7 лет насыпь не самой плодородной почвы дала жизнь кустам и деревьям, многие из которых уже в два-три человеческих роста.
Через будущий Восточный обход проходит ЛЭП. Все опоры огорожены какими-то бетонными сваями, предназначение которых мне непонятно и сходу не гуглится. Защита от мусора при подъеме паводковых вод? Планы по поднятию опор на фундамент?
Вид на гребной канал:
Формально эта территория является частью дворцово-паркового ансамбля, хотя сам дворец на другой стороне реки.
Вот и Сож:
Ни в коем случае нельзя называть этот мост каким-то особенно сложным или дорогим. Наоборот, спроектированный переход через реку выглядит скромно и не требует особых инженерных решений:
Река здесь не слишком широка, хотя глубины хватает для судоходства:
Вернуться в город было проще через пешеходный мост от парка к главному пляжу. Вновь по пути опора с бетонными сваями по периметру:
Известный мост и река под ним:
Дальше такси до Мельникова Луга и 18-го микрорайона, куда я мог бы выйти напрямую, но если и выйду, то бог знает через сколько лет. Окраина жилой зоны:
По бокам от насыпи проложены самодельные дороги, по которым осуществляется весьма бурное движение. Это трудящиеся в жаркий летний день отправляются на воды и шашлыки:
Здесь хорошо видно, что и насыпь, и микрорайоны рядом — все стоит на белом речном песке, принесенном сюда длинными конвейерами от земснарядов. Огромное число гомельчан живет на намывных землях, сделанных пригодными к заселению благодаря титаническим усилиям инженеров и строителей. Миллионы тонн грунта!
Нет даже никаких сомнений, что Восточный обход Гомеля должен быть построен несмотря ни на что, как Западный в Бресте (уже готов) или многострадальное первое кольцо в Минске. Время выбрало нас!