Нормальные люди в таких местах не гуляют, а мне в самый раз: промзона Подгорной улицы и гомельского порта

Нормальные люди в таких местах не гуляют, а мне в самый раз: промзона Подгорной улицы и гомельского порта
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Уже не помню кто написал мне в личку инстаграма с идеей при случае прогуляться по Подгорной улице Гомеля. Мол, далеко не каждый гомельчанин там бывал, не то что блогер из Минска! Даже на карте место выглядело интригующим: узкий мыс, выдающийся далеко в старицы Сожа, обширная промышленная зона, портовое хозяйство — короче, услада для глаз и души. Еще тот человек предупредил, что на Подгорной могут попадаться бродячие собаки, нужно быть осторожным. Я вооружился сосисками, зарядил на максимум Redmi Note 11 Pro+ и в свободное от работы время поехал. Результат прогулки перед вами.

Когда я был подростком и тусовал у деда в деревне, главным развлечением было, конечно, сходить на Припять искупаться. Практически каждый такой поход давал возможность понаблюдать за могучими неспешными баржами-рудовозами, что шли порожняком или с сыпучими грузами — щебнем, глиной, отсевом. До середины 90-х ходили также «ракеты» из Мозыря в Туров и обратно, а «Ракета» это всегда кайфовые волны на воде.

Я не знаю, что сейчас с белорусским речным судоходством, но, наверное, ничего хорошего. Мелеют реки, не обновляется флот, полностью закрыты все регулярные пассажирские перевозки. Экономика речных перевозок крайне ненадежная штука по ряду факторов, хотя в иных случаях именно баржи единственный вариант доставить получателю негабаритный груз. Но гомельский речной порт жив как юрлицо и экономическая единица!

Он занимает большую площадку в Центральном районе Гомеля. Под его нужды сделан затон в старице Сожа, подтянута железнодорожная ветка, выстроена ремонтная база:

Жирная красная линия — это улица Подгорная, что проходит по узкому мысу, закрывающему затон с юго-восточной стороны:

Я подошел к порту пешком из центра города, спустившись в пойму реки Госпитальной улицей. Отсюда открывается эпичный вид на элеватор, построенный в стратегическом месте рядом с портом.

Та самая ветка железной дороги в порт. Ее длина составляет внушительные семь километров — такого подхода потребовала сама география города. Рельсовый ус откеливается от магистрального хода Гомель — Минск неподалеку от станции Светоч, делает поворот на 180 градусов и пробирается в порт по промзонам, гаражным кооперативам и пустырям.

Доступ в промышленную зону свободный, никаких ворот, заборов нигде нет. Здания вокруг либо полностью оставлены людьми, либо приняли новых арендаторов:

Огорожена только «производственная база», бывший гомельский судоремонтно-судостроительный завод, теперь ремонтный участок порта.

Завод в 2002-м году спустил на воду единственное белорусское судно класса река-море «Надежда» и испустил дух. На территории стоит куча ржавых штуковин:

В дальнем углу площадки одно из помещений арендовал магазин «Светофор», поэтому к нему постоянно тянутся машины:

Здание по адресу Подгорная, 10, бывший механический цех, выходит практически к берегу затона:

В земле торчат швартовые кнехты в ассортименте:

Крутые берега затона выложены бутовым камнем, крупной фракцией базальта, добытого, видимо, в Глушковичах. Лестницы, ведущие вниз к воде, местами значительно разрушены, хотя по ним еще можно спуститься:

Ради кадров элеватора с другой стороны заводи я реально рисковал незапланированным купанием :)

Подгорная улица огибает промплощадку и уходит вглубь мыса. Со стороны проезжей части открыты ворота в модное гастропространство SozhskiHub:

Дальше же налет цивилизации исчезает, начинается чистый хардкор. Это задник ремонтной базы, отсюда тоже видно немного судов:

Улица упирается в ворота производственного участка «Белводпуть»:

На дамбу, что отделяет русло Сожа от затона порта, ведет уже только колейка в песке. Я все ждал обещанных собак, но кроме пары рыбаков так никого и не встретил:

Сосиски, конечно, съел.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎