Ансамбль Речицкого проспекта в Гомеле как пример масштабной комплексной застройки спального района в советское время

Ансамбль Речицкого проспекта в Гомеле как пример масштабной комплексной застройки спального района в советское время
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Чего было не отнять у архитекторов советского времени, так это умения возводить ансамбли. Это искусство получило особенное развитие в спальных районах, по умолчанию лишенных каких-либо красот. Экономная экономика, борьба с излишествами, стремление эффективно и недорого расселять стремительно растущее городское население сделали наши микрорайоны такими, какие они есть. Однако у архитекторов остались отдельные инструменты по наведению красоты, например, возможность задавать ритм целым кварталами и даже районам. На руку сыграла и мода на гигантизм: на больших площадях и ансамбли до неба.

Речицкий проспект в длину более четырех километров и застраивался в течение трех десятилетий. Ранние микрорайоны №1 и №2 пришлись на хрущевскую эпоху, характерную освоением первых кирпичных и панельных пятиэтажек с квартирами небольших площадей. Начинался проспект (тогда еще шоссе) под руководством харьковского архитектора Ивана Бурлака, откомандированного в Гомель на постоянную работу. А вот последующие за Фестивальным парком массивы дело рук уже других авторов (Иван Бурлака скоропостижно скончался в 1975-м).

Речицкий, конечно, примерно такой же как и другие очень крупные спальные районы и этот пост мог быть о каком-нибудь другом, но, тем не менее, мне он кажется особенно удавшимся. Его ритм задается типовыми башнями нескольких проектов, настраивая на свершение трудовых подвигов.

Особенно интересны эти три с предыдущего кадра, так как являются монолитными и спроектированы в кабинетах КиевЗНИИЭП. Построены они позже всех, аж в 1996-м году, завершив образ проспекта. В Гомель была доставлена опалубка и отлито шесть высоток (по одной в Новобелице, Октября и на Мазурова), еще одна каким-то чудом выросла в Минске (улица Мирошниченко).

Высотки перемежаются длинными домами с изломанным фасадом. Мода на ломанные под разными углами панельки вспыхнула в 70-х и практически исчезла в 90-х — это был еще один пример борьбы архитекторов против монотонности спальников. На противоположной стороне динамичный рисунок первой линии успокаивается сплошными ровными стенами:

От этой железобетонной красоты хочется маршировать и восхищаться масштабностью строительства! Добавляет ощущений ширина коридора проспекта: от фасада дома на одной стороне до фасада на другой 135 метров.

В дальней части дома выставлены так, чтобы формировать полузакрытый двор. Секции немного сдвинуты друг относительно друга, чтобы взгляд трудящихся не уставал.

У архитекторов (пост)советского времени всегда было чуть больше бюджетов на строительство общественных центров спальных районов. Продмаги, дома быта, в особенных случаях дома культуры или даже кинотеатры — все это могло выполняться и по типовым, и по индивидуальным проектам.

Основное место притяжения на Речицком сделано на углу с улицей Междугородней. Тут даже ресторан:

Торговый дом «Речицкий» и по сей день продолжает работу:

Не знаю, с каким расчетом закладывался проспект в те годы — есть шальная мысль, что даже и с прицелом на скоростной трамвай или метро. Это поистине масштабный проект, достойный столицы, не только областного центра.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎