Вот как бывает: с разницей всего в пару недель я побывал в Гомеле и Ростове-на-Дону и в обоих городах-побратимах выбрал для прогулок районы Сельмаш, рабочие окраины, прилегающие к заводам по производству комбайнов. Рассказ о ростовском уже вышел, рассказ о гомельском собран в пост с полсотней фотографий и готов к прочтению. Внимание на экран.
«Гомсельмаш» и «Ростсельмаш» и схожие, и разные предприятия. Белорусский завод начал производить самоходные комбайны только после распада СССР, в то время как ростовский специализируется на них с конца 50-х годов XX века. Кроме того, российский производитель существует уже более 100 лет и еще до Второй мировой начал обрастать отдельным соцгородом-спутником с пышным сталиансом жилых высоток и объектов общественного назначения.
Гомельский же завод вписан в обычный спальный Железнодорожный район, емкости которого значительно превышают потребности предприятия в расселении трудящихся. Тем не менее, формально к нему относится пять массивов Сельмаш, строившихся в том числе для заводчан. Здесь же дворец культуры, рынок, стадион — короче, место для жизни и труда.
Прогулку я начал от пешеходного моста через пути сортировочной станции и площадку готовой продукции (сто лет назад выходил отдельный пост в том числе про этот необычный мост).
Машин на отправку почти нет, горячая пора для хлеборобов, все сразу уходит в поля.
Позади меня одна из проходных «Гомсельмаша», впереди улица Дворникова:
Считай «заводской» ресторан «Чараўніца»:
Продмаг «Аквариум», забравший в бренд народное название… вероятно, пивнушки:
Лето, тепло и зелено:
Здоровенный универсам облюбовал «Евроторг» и поместил в него супермаркет:
Дворникова вливается Т-образным перекрестком в главную улицу Сельмаша проспект Космонавтов. По старой советской традиции «навершие» перекрестка замкнуто наиболее значимым зданием, как правило дворцом культуры. И тут:
Проспект:
Здесь же на пятачке рынок, ныне занимаемый торговой сетью «Маяк», опять же аффилированной с «Евроторгом»:
Проспект Космонавтов сам по себе широкий и загруженный, но еще он является продолжением магистрали М5 Минск — Гомель, то есть принимает на себя транзит. Короче, даже понадобился подземный переход:
Автомеханический колледж:
Высотка общаги-долгостроя Гомельского государственного медицинского университета, высотный акцент проспекта Космонавтов:
Где-то здесь, у стадиона, хорошо просматривается когдатошняя граница Сельмаша и района-спутника предприятия. Этажность резко падает, а после начинаются поля панельных многоэтажек, возникших уже в брежневскую эпоху.
Сворачиваю вглубь:
Школа №9:
Характерные для гомельского ДСК обрешетки лестничных маршей местной 464-й серии:
Вообще, конечно, никаких отличий от массивов типа Волотова или Речицкого шоссе, но так в любом советском городе:
Перекресток улиц Народного Ополчения и Ефремова, «новый центр» Сельмаша:
Самый дальний квартал:
Его отличительная особенность в искусственных прудах, залитых водой. Тут очень неплохо:
Ну а в остальном все как у людей: