Звучит странно, но по всем признакам в Гомеле есть свой метрополитен. В сознании большинства людей метро — это подземная железная дорога на электротяге, и такой образ в наших головах сформирован системами, строящимися в странах бывшего СССР (впрочем, имеющими наземные и надземные участки — как в Киеве, Ереване, Санкт-Петербурге, Москве). Но метрополитен — это не обязательно поезда в тоннелях (как не всякие поезда в тоннелях — метро). Это, первым делом, городская внеуличная транспортная сеть с высокой провозной способностью, работающая по графику. Высокой провозной способностью обладает в основном тяжелый рельсовый или монорельсовый транспорт, то есть не трамвай, а что-то более емкое. Ну и что — в Гомеле нет метро? Да есть, конечно :) Поехали!
Гомельское метро состоит из одной кольцевой линии:
На линии действует 11 станций: Гомель-Пассажирский, Гомель-Нечетный, Светоч, Сож, Волотова, Плесы, Кленки, Будотень, Романовичи, Ипуть и Новобелицкая.
Да, действительно, это хозяйство Белорусской железной дороги. Гомель обладает полноценным кольцевым маршрутом, почти полностью проходящим в границах города, и это единственный подобный пример на всю страну. Так как понятие «метрополитен» не имеет, скажем так, академического определения, эта система может быть отнесена именно к метро. Один нюанс — поезда по кольцу ходят очень редко, всего дважды по часовой и дважды против часовой стрелок в сутки.
Кольцевой маршрут используется горожанами как общественный транспорт в утренний и вечерний часы пик, а также дачниками для подъезда к многочисленным садовым товариществам на восточной границе города.
Накануне вечером перед поездкой по кольцу я гулял по индустриальному сердцу Гомеля и заодно посмотрел станцию Гомель-Нечетный, входящую в состав кольца. Здесь останавливаются только дизель-поезда, обслуживающие описываемый маршрут.
Ну а утром состоялась непосредственно поездка по кольцу. Посадка в вагон на центральном вокзале:
Людей для утра субботы оказалось ожидаемо много. Выходные обещали теплые, перед началом учебного года оставалась последняя возможность припахать младшее поколение к уборке урожая-2018.
Станция Светоч: платформы и вокзал.
После Светоча зашли кондукторы. Я не успел приобрести билет на вокзале, поэтому мне начислили комиссионный сбор в размере 47 копеек. Без него билет по полному кольцу без одного перегона обошелся бы в 70 копеек.
Станция Сож. Она уже расположена не на магистрали Гомель — Минск, а является чисто кольцевой. Похоже, вокзал типовой, одинаковый со Светочем, но у последнего случилась глубокая модернизация.
Далее по кольцу идут остановочные пункты, не станции, вплоть до Ипути. Иного пассажирского движения кроме 4 дизель-поездов в сутки нет. Граница города до пересечения реки идет ровно по железнодорожному пути.
Волотова, названная в честь одноименного микрорайона:
Собственно, сам микрорайон на горизонте:
Следующие платформы — Плесы и Кленки — разделяются только рекой Сож. Видимо, это самый короткий перегон в системе БЖД, он составляет менее 600 метров.
Сож:
На платформе Будотень большинство людей выходит. В вагоне почти никого не остается.
После платформы Романовичи наконец станция — Ипуть. У Ипути вокзал типовой, такой мне уже встречался в Круговце.
Теперь поезд почти замыкает кольцо и возвращается на магистраль. Станция Новобелицкая в одноименном районе Гомеля, где я выхожу:
И провожая глазами такой вот странный закуточек, ухожу к следующей локации — в район частного сектора Монастырек.
Об этом в следующем посте из поездки по Гомельщине.
Путешествие прошло в партнерстве с компанией «Ласерта», профучастником рынка ценных бумаг Беларуси.