Крупнейший после Минска промышленный центр Беларуси, крупнейший по числу населения в принципе — Гомель в середине XX века показывал фантастические цифры роста, прибавляя тысячами, а иногда и десятками (!) тысяч душ ежегодно. Урбанизация, высокая рождаемость, стремление трудящихся переезжать к местам приложения труда позволили Гомелю быстро перехватить лидерство по числу населения среди всех областных центров и в какой-то перспективе даже метить в статус миллионника. Увы, такие бурные демографические процессы почему-то не слишком сказались на богатстве фотоматериала из советской эпохи. Снимков много, а вот действительно любопытных и небанальных заметно меньше. Тем не менее, кое-что собралось, давайте смотреть.
Мое детское воспоминание о Гомеле — это вечная стройка здания пригородного вокзала. Годы его возведения пришлись на «лихие 90-е», процесс шел трудно, с остановками, но, в конце концов, дело было сделано. А вот Привокзальную площадь без второго здания наверняка помнят немногие:
И уж тем более вряд ли кто из моих читателей ездил на «егоровском» вагоне в составе пригородного поезда на Жлобин. На фото 1965-й год, до прихода новый рижских дизель-поездов еще несколько лет:
Станция Гомель по-прежнему удерживает звание крупнейшей в Беларуси и единственной (UPD: не единственной) с двумя сортировочными горками. До появления электрификации (2016-й) Гомель был крупнейшим железнодорожным узлом во всем бывшем СССР, обслуживаемым только тепловозной тягой.
Идет строительство гостиницы на площади, это 1971-й:
Вид на вокзал с улицы Победы в 1967-м. Когда деревья были маленькими, газоны нестриженными, лавочки крафтовыми рукодельными…
Еще чут-чуть района вокзала. Среди старых гомельских фото попадается множество снимков с вотермаркой Сергея Лунева, специализировавшегося на любительской фиксации чисто бытовых сцен. Особенно много он снимал транспорт, в том числе весь необычный транспорт на улицах. Вот, скажем, микроавтобус с австрийскими номерами в 1985-м году. Как он мог там очутиться?
Милицейская «Волга» мчит по своим милицейским делам:
В школе №36 идут съемки:
Еще транспорт, но уже других авторов. Старичок-ЛАЗ повышенной пузатости, выдающей в нем раннюю модификацию, где-то в центре на фоне так называемого обдирного дома: структурно «сталинки», но без украшений.
Огромное зеркало для удобства водителей на Советской. В те времена хватало машин без зеркал заднего вида…
Корабль на подводных крыльях в модификации междугороднего или пригородного сообщения. Пассажирское движение на Соже и Припяти сохранялось в Беларуси вплоть до 90-х годов, уплыть (уйти?) можно было в некоторые города и деревни, а когда-то даже и в Киев.
Кстати, пешеходный мост над Сожем:
И там же паводок 1986-го:
Администрация гаражного кооператива в кузове списанного троллейбуса марки ЗиУ:
На Советской строится цирк по проекту повторного применения. Близнецы гомельского цирка расположены в Казани, Николаеве, Краснодаре, был также в Грозном, но разрушен в ходе войн.
Ну а это строится крытый спортивный манеж «Динамо» (1979-й):
ЦУМ Гомеля до реконструкции имел очень яркий выразительный фасад…
А Речицкий проспект за счет своей зубодробительной ритмики останется ярким навсегда!