Пришел третий день нашего изумительного путешествия по железным дорогам Швейцарии. Это был самый расслабленный день и единственный во всей поездке, когда подъем был позже 6 утра. Плотность программы в прямой зависимости от дороговизны отпуска — надо все успеть! Мы проснулись в Церматте с целью успеть за день подняться на Горнерграт (3136 метров) по самой высокой в Европе открытой железной дороге, а затем — по самой высокой транспортной системе на континенте на гору Кляйне Маттерхорн (3800 метров). Впереди нас ждал крупный облом, но кто об этом знал?
Поездка: Швейцария. Самые красивые железные дороги | Оглавление
Развернуть
◉ 01 | Санкт-Мориц. Первый этап пути | Читать!
◉ 02 | Санкт-Мориц. Хостел за $250 | Читать!
◉ 03 | Церматт. Glacier Express | Читать!
◉ 04 | Церматт. Железная дорога Горнерграт ← сейчас открыто
◉ 05 | Юнгфрау. Тунское озеро, Шпиц, водопад Шерлока Холмса | Читать!
◉ 06 | Юнгфрау. Самая высогорная железнодорожная станция Европы | Читать!
◉ 07 | Люцерн. Наиболее крутая железная дорога страны Пилатусбан | Читать!
Всем виной стал дождь. Еще ночью небо затянуло облаками, с облаков закапало и к утру ничего не закончилось. Дождь шел, айфоны показывали его прекращение лишь к 11 утра и потому было решено перенести первый подъем на 2 часа позже. К 11 действительно распогодилось, мы пришли на станцию Gornergrat Bahn, купили билеты (со скидкой со Swiss pass — по 40 франков) и стали ожидать поезда.
Железная дорога Горнерграт построена в 1898 году как и многие высотные железки Швейцарии исключительно для туристов. Ее высочайшая станция входит в систему зимних курортов Церматта, дорогу можно использовать как подъемник. Gornergrat bahn начинается на высоте Церматта (примерно 1500 метров) и довольно круто взбирается наверх, поднимая за полчаса и пять станций под сотню пассажиров за цикл.
Подобного рода дороги дают возможность за короткое время сменить сразу несколько климатических поясов — от умеренного до арктического. Лиственные деревья «выключаются» примерно на 2000 метров, елочки пропадают еще через полкилометра, оставляя после себя только лишайники и редкие альпийские цветы, умудряющиеся цвести в нечеловеческих условиях. По дороге видны красивые водопады и, конечно, красавец-Маттерхорн, «раскурившийся» после утренних осадков.
Подъем на Горнерграт дает возможность посмотреть как «устроены» Альпы — эти глубокие прорези в массивном плато, сделанные в незапамятные времена ледникового периода. К сожалению, фотоаппарат не может передать этот масштаб, но представьте, что ваш поезд выползает из огромной ямищи, а затем уже по более пологому склону продолжает путь наверх.
Наверху очень свежо, около минус одного градуса по Цельсию и крикливые высокогорные галки, перекрикивающие даже орды китайских туристов.
Горнерграт — одно из немногих мест в Швейцарии, откуда видно сразу 20 четырехтысячников, включая знаменитый Маттерхорн. Виды вокруг ослепляюще красивы: горы, языки ледников, снег и солнце. Красоты столько много, что кусочки ее способен запечатлеть даже телефон:
Наша бравая команда на самом верху. В этот день к нам присоединился известный москвовед Денис Ромодин:
Крайняя станция Gornergrat Bahn заканчивается на высоте 3089 метров. Но можно подняться еще выше! На 3100 стоит гостиница с рестораном и обсерватория, а за ней еще и смотровая площадка с обзором в 360 градусов — ее высшая точка лежит на 3136 метрах. Итого пешком туристы преодолевают 47 метров — как по лестнице 12-этажного дома. Думаете это так просто? Реально — на такой высоте чувствуется нехватка воздуха, одышка и кашель обеспечены практически всем.
С высоты мы понаблюдали за тем, как уходит вниз поезд — за новой партией туристов.
Выпив по бокалу пива и надышавшись разрешенным альпийским воздухом, мы решили спускаться вниз, но не сразу, а с остановкой по станции Riffelalp (2222 метра):
Все потому, что на этой станции действует самый высокий в мире (!) трамвай. Выглядит он игрушечно, предназначен только для доставки вещей и людей от станции к одноименному отелю, но сам факт.
Riffenalp — фешенебельный пятизвездочный отель, знаменитый своими панорамами и фактом остановки в нем Артура Конан Дойля, здесь же придумавшего развязку противостояния Шерлока Холмса и профессора Мориарти. Если вы помните, все было кончено у Рейхенбахского водопада, который мы увидим уже завтра.
Наконец мы спустились в Церматт, пообедали в Макдональдсе и пошли на подъемник, который должен был нас привести на Кляйне Маттерхорн и его фантастические для общественного транспорта 3800 метров. Но — увы — подъемник очень рано заканчивает работу и подъем на самую высокую точку после 15 часов невозможен. Занимает он час и стоит около $100 (со скидкой, да). Так сотня долларов у каждого из нас осталась в кармане, но не осталась объезженной самая высокая транспортная система континента. Печаль.
Зато вечером Маттерхорн наградил нас своим редким чистым от облаков видом. Он долго курил и под самый закат наконец освободился от испарений.
Ранним утром следующего дня мы поехали покорять Юнгфрау, самую высокую железную дорогу Европы, но нас вновь ждал облом! Правда, в этот раз его удалось нивелировать, пусть и путем жестокого перекраивания графика. Читайте продолжение уже вскоре.