Про цены на продукты питания и товары народного потребления в разных сетях все в целом понятно: одни дороже, другие дешевле — конкуренция великое дело. Кроме того, есть различные акционные инициативы, позволяющие экономить, для кого это важно, и даже специальные приложения, отслеживающие цены на одни и те же товары в разных сетях. Но что насчет одной сети? Ведь очевидно же: в разных городах страны и даже в разных районах города проживают люди с разным достатком. Кроме того, могут разниться условия ведения коммерческой деятельности, например, арендные ставки, расходы на коммуналку, зарплатный фонд и так далее. Я взял гипермаркет у дома (Green в Дроздах), сгонял в такой же в Чижовке, а заодно добавил их интернет-магазин, так как услышал рекламу в торговом зале с приглашением покупать товары онлайн по одинаковым ценам.
Для начала немного теории. Сети отслеживают цены друг у друга различными способами и точно могут проявлять гибкость по отдельным позициям в зависимости от конъюнктуры. Мол, если условный «Евроопт» видит в условных «Соседях» через дорогу бананы на акции, то запрашивает у вышестоящего офиса снижение, чтобы выдерживать план продаж. Но это не касается гипермаркетов, которые работают на тех, кто целенаправленно едет за продуктами в большом объеме. Тут если и могут быть отличия, то только по указанию сверху.
Это с одной стороны. С другой, гибкость по большинству категорий товаров, поставляемых в сети дистрибьюторами, если не считать акционных предложений, практически невозможна, особенно когда у всей сети одно юрлицо. Здесь большое влияние у поставщика, играет также роль позиционирование и формат сети. Однако пространство для маневра у ритейлера остается — сейчас все станет понятно.
Итак, я взял уже три упомянутые точки Green — в Дроздах, в Чижовке и интернет — и набрал одну очень банальную корзину товаров. Самые популярные бренды в самых ходовых категориях, такой был принцип. При этом полное совпадение по объему и прочим характеристикам товара. Картошка — самая дешевая, бананы какие есть. Акционные предложения не учтены.
Мини-исследование показало, что разницы практически никакой — и это меня, если честно, озадачило. Это значит, что и в Жодино и Витебске будут такие же цены? В городах с совсем другими зарплатами?
Тем не менее, кое-что есть. Магазины довольно свободны в плане ценообразования на фрукты и овощи: у них могут быть разные поставщики или даже «разные» поставщики, в том смысле, что фактически управляемые одним собственником.
Так с виду абсолютно одинаковый картофан стоит по-разному:
В онлайн-магазине вообще не было белорусской картошки, поэтому я привел цену самой дешевой импортной.
Кроме того, сети куда более свободны в товарах под собственной торговой маркой. В сети Green это «Местное известное», а в других их может быть много разных. Казалось бы, ну и что? А то, что доля СТМ из года в год растет, в этом кровный интерес сети — маржа выше. В странах коллективного Запада есть крупный ритейл, в котором на полках 90% товаров СТМ.
Конкретно в Green я обнаружил разницу лишь в детском питании, причем разошлись цены вообще по всем точкам. Пускай копейки, но ведь я и не рылся по всем позициям «Местного известного» (качество фото, сорян, такое — снимал с бедра):
Но наибольший интерес вызвала Barilla. Разница была по всем видам макарон, я взял «Спагетти №5»:
В углу любого ценника можно найти дату поставки товара, здесь она различается. Но дешевле те макарики, которые приехали на 10 дней позже! И это не СТМ, не «овощ»… Артикул совпадает.
Что в сухом остатке. Конкретно Green практически не работает с ценами в пределах как минимум столицы. Также почти никакой разницы с ценами в интернете. Экстраполируя найденные расхождения на весь ассортимент можно предположить, что найдется еще какое-то количество позиций, но это не похоже на отдельную работу «под район».
В общем, мне максимально странно.