Я не самый большой любитель фортификационной архитектуры, поэтому, наверное, никогда не бывал на гродненских фортах, окружающих город на некотором расстоянии. Бетонные брустверы строились при Николае II и закончены не были, сыграв не особо важную роль в событиях I Мировой, после частично взорванные и оставленные врагу. В советское время сооружения не приспосабливались ни под военные, ни под гражданские нужды, оставаясь немыми свидетелями событий начала XX века. Такими они остаются и по сей день: груды бетона разной степени сохранности. Всего фортов тринадцать, я облазал пять. Даю фотографии.
Поездка: Беларусь | Оглавление
Путешествовать по Беларуси легче с приложением Белкарт Pay: привяжите к нему свою банковскую карточку Белкарт и платите телефоном везде, где есть терминал.
Установите Белкарт Pay для Android или Huawei и поехали!
Развернуть
◉ 01 | Я перешел на Белкарт ← читать!
◉ 02 | Проехать вокруг Беларуси на пригородных поездах? Проехал! ← читать!
◉ 03 | Квартал, с которого начинался Новополоцк ← читать!
◉ 04 | Советский проект слияния Полоцка и Новополоцка ← читать!
◉ 05 | Полоцкий музей в водонапорной башне ← читать!
◉ 06 | Кампус Ветеринарной академии в Витебске ← читать!
◉ 07 | Утренняя охота на трамваи в промышленном районе Витебска ← читать!
◉ 08 | Молодежный район Могилева. Загадочные каменные столбы в пойме Дубровенки ← читать!
◉ 09 | Муралы могилевского Спутника ← читать!
◉ 10 | История реконструкции вокзала Жлобина ← читать!
◉ 11 | Путешествие по дворам гомельского проспекта Ленина ← читать!
◉ 12 | Гомельская Новая Жизнь ← читать!
◉ 13 | Серпантины Советской и Гоголя в Мозыре ← читать!
◉ 14 | Главный дом Мозыря: Шестнадцатиэтажка ← читать!
◉ 15 | Новое лицо Бреста: Варшавское шоссе ← читать!
◉ 16 | В погоне за атмосферой в старом Бресте ← читать!
◉ 17 | Крупнейшая автомобильная развязка страны ← читать!
◉ 18 | Залинейные казармы и ДОСы в Бресте ← читать!
◉ 19 | Гродненский вайб в центральных двориках ← читать!
◉ 20 | По местам съемок «Белых Рос» ← читать!
◉ 21 | Гродненские форты ← сейчас открыто
◉ 22 | Проект и уже построенная часть кольцевой дороги Гродно ← готовится
◉ 23 | Район 1-го Лидского водохранилища ← готовится
◉ 24 | О 88-й серии панелек на примере микрорайонов Молодечно ← готовится
Некоторые форты, что называется, музеефицированы: к ним можно подъехать на машине и запарковаться, есть даже какие-то информационные таблички и так далее. Другие, более разрушенные, предоставлены сами себе и зарастают лесом. В частности, у меня получилось добраться до девятого форта, погрузившегося в труднопроходимую чащу.
Но по порядку.
Почти все форты можно обнаружить на стандартных картах, и все они похожи друг на друга. Разница в физическом состоянии построек: есть сильно разрушенные, а есть, например, четвертый — он не тронут взрывчаткой.
Утро выдалось по-осеннему туманным, что придало поездке дополнительной атмосферы. Первый форт:
Он довольно сильно поврежден, одно крыло это даже не постройка, а скорее груда камней:
На всех сооружениях предупреждающие надписи об опасности заходить внутрь, однако и никаких ограждающих штуковин нет. В итоге все на свой страх и риск:
Впрочем, внутри откровенно нечего делать. Длинные коридоры, комнатки, какие-то ямы, выемки:
Подход ко второму форту. У него даже есть парковка, видимо, по каким-то причинам он чаще попадает в поле зрения туристов:
Взрывом одна из титанических несущих стен стала под углом, но вот уже сто лет в таком положении продолжает держать бетонный потолок:
Следы взрыва:
Третий форт удобнее начать осматривать сверху, к его крыше подводит проселочная дорога. Здесь из кустов появился дядечка в сопровождении двух коз и по-военному четко доложил об истории строительства сооружения — оказалось, какой-то военный инженер в прошлом.
Трещины толщиной с ногу, берегите ноги.
Шлюз:
На четвертом форте даже были туристы. Как я уже говорил, он наиболее сохранившийся, основной вход заварен решеткой, но открыт не основной. Правда, без мощного фонаря там делать нечего (да и в принципе особо нечего делать):
Прогулка сверху:
На закуску был оставлен девятый, полностью исчезнувший в густом лесу. Пройти к нему оказалось сложно, так как тропинки не обозначены даже на Open Street Map:
Вот и награда:
И внутри сто лет уже никого нет…
Потихоньку планирую досмотреть и остальные.