Гродно на самых старых фотографиях

Гродно на самых старых фотографиях
▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Как и в случае других исторических периодов, Гродно обладает наиболее богатым фотонаследием в категории «самых старых фотографий», если сравнивать его с остальными областными центрами современной Беларуси. Более того, старейшие снимки Беларуси сделаны именно в Гродно, что напрямую связано с еще одним «самым» событием — прокладкой первой железной дороги. Богатый на архитектурное историческое наследие, развитый экономически, с развитым транспортом, «королевский город» замер на множестве фотосюжетов, часть из которых я и отобрал для поста в тематической серии.

Формально первый снимок в Беларуси сделан в 1858-м году Антоном Прушинским из Минска, но то была студийная работа, портрет его матери. Города страны появляются на фотографиях лишь в 1861-м как раз с Гродно, куда приехал венгерский мастер Антал Рорбах, нанятый фиксировать процесс прокладки магистрали Петербург — Варшава. Именно через его объектив мы можем посмотреть на высокий берег города 160-летней давности (фрагмент снимка):

Полная композиция включает стройплощадку железнодорожного моста:

Собственно, вот этот мост четырьмя годами позже, когда в Гродно уже пошли первые поезда. Вообще это случилось в 1862-м, и это год официального рождения Белорусской железной дороги, начинающей историю именно от кусочка Петербурго-Варшавской магистрали, лишь задевшей кусочек территории нашей страны в современных границах.

Еще один очевидный сюжет Гродно XIX века, понятно, Коложская церковь. К большому сожалению, белорусским фотографам не хватило лишь десятка лет, чтобы успеть запечатлеть ее до первого оползня, разрушившего западную стену храма — он произошел 2 апреля 1853-го года. Коложа до реставрации стены (цикл снимков 1878-го):

Еще несколько панорам Гродно, они из 1880-го, 1884-го и 1890-го годов:

Мосты становятся центрами фотосюжетов в 1915-м году, когда город вступил в I Мировую войну. К тому времени через Неман было уже две постоянные переправы в металле: помимо железнодорожной еще и для наземного транспорта и пешеходов. Обе были взорваны и обрушены в воду:

Строительство нового моста:

Сгоревший вокзал:

Зал ожидания первого класса до того, как сгорел:

Следы бомбардировок:

Но снова вернемся в XIX век. Город является экономически активным, быстро развивается, растет числом населения за счет естественных причин и начинающейся урбанизации. Важная торговая точка Гродно тех лет — Сенной рынок:

Один из потребителей сена, обычный извозчик на городской улице:

И еще с видом на Фарный костел:

И на Замковой:

К счастью, развитие фототехники в XIX веке позволило успеть заснять оригинальный вид Фары Витовта, центрального католического храма города, снесенного в 1961-м году. В конце столетия он был тотально перестроен в так называемом русском стиле с кокошниками и луковками, подчеркнув его текущую конфессиональную принадлежность. Фото 1880-го:

После перестройки:

Гродно в районе Александровской слободы 1900-го года, сейчас тут автовокзал:

Паромная переправа, вновь предположительно 1900-й:

Путепровод на Подольской, сохранился по сей день:

Синагога на снимке 1902-го, она тоже на месте:

Плавсредства горожан 1909-го:

Муравьевская улица, теперь известная как Элизы Ожешко:

Соборная (Советская):

Гродненцы одним летним днем 125 лет назад передают привет читателям моего блога:

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎