У Минска, Гродно и Бреста есть официальные города-спутники. Статус этот в нынешнее время ничего особо не значит, он скорее выдан на перспективу для сдерживания роста областных центров и столицы. Если со столицей в этом и прослеживается какой-то смысл, то Гродно и Брест… Скидель лежит в 25 километрах от Гродно, связан с ним железной и автомобильной дорогами и наверняка обеспечивает какую-то маятниковую миграцию трудящихся в будние дни, но в целом сам по себе промышленно развит и экономически автономен. Известный сахарный завод, менее известные агрокомбинат, фабрика медицинских препаратов и предприятие по выпуску железобетонных изделий… В общем, довольно живое место.
Скидель обладает одной из самых безумных планировок, что я встречал. Ровно посередине проходит трасса М6 Минск – Гродно, разбивая город на две примерно одинаковые по площади, но разные по наполнению части. Важный момент: по обеим сторонам трассы образовалась “санитарная” зона, практически свободная от застройки, в самой широкой части достигающая двух километров. В этой зоне практически ничего нет – только заправка, автостанция, церковь и краешек новостроек микрорайона Южный.
Вот так расположена автостанция, ровно на пустыре:
Дорога в центр:
Через вспаханное поле видны многоэтажки в районе улицы Зеленой:
А это частный сектор где-то в районе Ожешко:
Практически через весь город проходит улица Ленина, на самом деле являющаяся трассой Р41 Слоним – Мосты – Скидель – Поречье. Улица соединяет обе части городка, для чего ей приходится преодолевать два крупных путепропода над трассой М6 (с развязкой) и железной дорогой.
Я выбрал поход в старую часть городка и побрел пешком. Первой по пути попалась школа №1:
Перекресток Зеленой и Ленина:
Ленина продолжается, иногда пересекаясь с тихими переулками, застроенными деревянными усадебными домами.
И выходит в центральный сквер, возможно, когда-то являвшийся площадью местечка.
Памятник восьмерым местным комсомольцам-подпольщикам, действовавшим в Гродненском районе в 40-е годы. Их историю рассказала “Комсомольская правда” сразу после войны. Повешены нацистами здесь.
Кряжистый Ильич на высоком постаменте:
И даже пусть скромный, но фонтан!
По периметру площади и кое-где по городу сохранились довоенные и даже дореволюционные здания. Разбавлены они советскими, позднесоветскими и уже совсем белорусскими. Под красной крышей сидит местная власть:
Центр молодежи, ячейка БРСМ, кинотеатр “Комсомолец”:
Одна из сторон сквера – улица Гагарина:
Административное здание с продмагом на первом этаже:
Даже немного пышная городская библиотека, чьи широченные окна выдают в ней 50-е годы постройки:
В одноэтажном здании оливкового цвета районный центр творчества детей и молодежи:
В послевоенные годы Скидель начал развиваться в районе железнодорожной станции, где образовалась крупная промзона вокруг сахарного завода, в том числе поселок при нем. Благодаря удаленности пристанционных кварталов от старого центра в наши дни в городе успешно действуют сервисы такси, включая большие “сетевые” службы.
Воспользовался одной из них, чтобы переехать к вокзалу на поезд домой. Красивое здание:
В Скиделе хватает грузоотправителей и получателей, вон даже на крайнем пути стоит несколько платформ с контейнерами.
Ну, и есть грузовой транзит через Брузги в Польшу и дальше в Европу. Есть пригородные дизель-поезда в Гродно, Волковыск и Лиду, есть пара пассажирских.
Жизнь, короче, есть.