Минск любит спать. Город замирает уже к 23 часам, а за полночь на его улицах почти не остается людей, в окнах не горит свет и закрыты бары. Улицы погружаются в непривычную для дневных обитателей тишину, усиленную темнотой, и единственным прохожим остается ветер. Последние трамваи и троллейбусы разъезжаются по паркам, прогрохочет метро, а дежурная усталым голосом объявит «Поезд следует до станции «Фрунзенская»». Значит действительно последний, на постой в старый тупик.
Минск даже в час пик не теряет своего опрятно-торжественного вида в центре и милой провинциальной красоты в старых районах. Но когда на его улицах мало людей, то этот город как бы приоткрывает двери в прошлое, когда деревья были большими, а дома залиты солнечным утренним светом.
Чтобы увидеть Минск, надо встать пораньше летним воскресеньем и отправиться в город. Это идеальное время!
А чтобы Минск услышать, надо сесть в последний трамвай.
Сколько он за день перевез людей, сколько эмоций через себя пропустил! Тени этих людей, их голоса еще слышатся между перестуками колес. Шумят машины на дороге, звонко переключается стрелка на Красной, грохочат раздолбанные стыки и звенит колокольчик, предупреждая о повороте трамвая.
Натруженный тысячами ног пол. Их шарканье еще слышно, когда в трамвае остаешься один. Кто-то обронил талончик и тихо выругался, нагнувшись к полу.
Трамвай спешит в парк. «Завтра в восемь утра начнется игра», — пел когда-то Виктор Цой и, я думаю, любой минский трамвай хоть раз да слышал эти строчки из наушников пассажира.
Когда мне еще хотелось гулять допоздна, я знал, что мой последний поезд метро уходит с «Купаловской» в 0:38. Тогда успеваешь в начале второго ночи на последний троллейбус до рабочей окраины. Ночью в метро часто никого нет, особенно в будний день. Все спят дома, а кто в вагоне — того разбудят на конечной. Жаль, если человеку нужно было выйти раньше… Теперь только пешком.
Для Минска метро — это не только функциональный транспорт, но еще и что-то родное. Метро в Минске совсем небольшое, и любой пассажир знает его до трещинки в облицовке станции, через которые проезжает.
Сотни тысяч человек в день. Почти миллион! Ночью ты один.
Идти от метро до дома быстрым шагом было 35 минут. Но не всегда получалось быстро, а другой раз и не хотелось. Одна, вторая, третья сигарета. Пролетают дежурные троллейбусы, шумят каштаны над головой, теплая летняя ночь, но… Минск любит спать. Никого.
А если успел на троллейбус, то он без остановок, пропуская пустынные улицы, залитые тусклым фонарным светом, доезжает за десять минут домой. Твой персональный троллейбус в 1 час ночи.
Утром он возил усатых дяденек на Автозавод, слышал многое о сермяжной правде пролетария, а ночью никого. Но голоса их еще слышны, ничего не растворяется бесследно в плотном городском воздухе.
Идея и фото: convicium. Текст: Денис Блищ