Один день в Будапеште. Какими строили «советские» панельные районы венгры и во что они превратились сейчас

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

На самом деле панельные многоквартирные дома изобрели не «советы», но именно «советы» увлекались ими больше других. Настолько, что многие постсоветские страны и дружественные им государства из Варшавского блока до сих пор расхлебывают последствия этой концепции развития, а некоторые и продолжают строить именно так, потому что у типовых высокоплотных районов есть один неоспоримый плюс — это дешево. Нет, крупным городам не уйти от спальных районов в том или ином виде, весь вопрос в их исполнении и наполнении, но я не люблю диванную урбанистику, поэтому не сейчас. Я побродил по панельному кварталу в 14-м районе Будапешта, построенному еще при социализме, и посмотрел, во что он превратился сейчас. Смотрите и вы.

Поездка: 🇭🇺 Венгрия 🇸🇰 Словакия. Пресс-тур на завод Hell | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Венгрия. Загородный туристический комплекс Avalon House ← Читать!
◉ 02 | Венгрия. Экскурсия на завод Hell ← Читать!
◉ 03 | Венгрия. Тест энергетиков Hell ← Читать!
◉ 04 | Словакия. Клевая Братислава ← Читать!
◉ 05 | Венгрия. Старейшее континентальное метро ← Читать!
◉ 06 | Венгрия. Спальный район Зугло в Будапеште ← сейчас открыто
◉ 07 | Венгрия. Работа классических «Икарусов» в Будапеште ← Читать!

Будапешт разделен на 23 района, которые не совпадают с нашими представлениями о районах. Они значительно более мелкие, чем наш Советский или там Заводской. Короче, 14-й район Будапешта называется Зугло, и в нем есть не слишком большой массив панелек, возведенных еще тогда. В Будапеште не так и мало подобных массивов, но я выбрал этот за расположение у конечной станции метро и торговый центр с магазином H&M, где нужно было купить того-сего.

Все тут узнаваемо и привычно. К станции метро протянуты маршруты подвозящего наземного транспорта, есть большая диспетчерская станция, магазины, шаурмячные, развалы фруктов и толпы людей. Как будто никуда не уезжал :)

Будапешт разве что почти полностью избавился от старых чехословацких трамваев и значительно обновил их парк. Теперь будапештские трамваи ставят в пример, когда говорят о развитии этого вида транспорта.

В микрорайоне проложены велодорожки, конструктивно и наглядно отделенные от тротуаров. Это, конечно, дороже и сложнее, чем просто намалевать краской линию на плитке, но и позволяет избегать конфликтов в зоне движения велосипедистов и пешеходов.

Лицевой фасад панельки. Кондиционеры висят где удобно их владельцам (на мой взгляд это нормально, если проектом не предусмотрены специальные ниши и дом — не памятник архитектуры). Красота наведена полупрозрачными пластиковыми вставками в нижней части ограждений лоджий.

Двор, конечно, печальный в плане пространства. Как и у нас это просто автомобильная парковка, причем как и у нас машины повсеместно запаркованы со стороны дома. Не знаю, что там об этом говорят венгерские ПДД, но в Беларуси это запрещено (да, запрещено, если вы не знаете).

Зато двери в подъезд не такие вульгарные как мы привыкли. Да, дешевый алюминиевый профиль, но выглядит в разы лучше наших металлических чудовищ. Увы, пандус скорее поможет затащить внутрь груз на колесиках, нежели с комфортом заехать колясочнику… Правда, слева есть некая красная кнопка, вероятно, вызывающая на помощь консьержа. Табличка справа вещает о кабинете приема некоего доктора. Объявление на белом листе бумаги расшифровать не смог.

В Будпеште тоже не знают, куда в высокоплотных районах девать личные автомобили. Получается привычная белорусам жопа:

Детская площадка :)

Как это часто бывает в Беларуси, высокоэтажные дома окружают более спокойный и низкий массив домов — даже частных. Обратите внимание, как человеческие масштабы благоприятно сказываются на улицах, вдруг ставших свободными от авто.

Что-то вроде доходного дома или частного кооператива. Мелкий бинесмен строит трехэтажку на десяток квартир и продает их либо сдает внаем.

Но вернемся в советские реалии. Главный бульвар микрорайона с ритмикой, общественно-бытовым центром и основными транспортными маршрутами. Так могло бы быть построено в Серебрянке, Чижовке, Бирюлево, Гаване и Ташкенте. И построено, конечно!

Важный момент. Несмотря на стремление к удешевлению и унификации, несмотря на превалирующую концепцию «типового» развития городов Варшавского блока, все же у любого местного архитектурного бюро было какое-то пространство для маневра. Сейчас удивлю: хрущевка с встроенными гаражами на первом этаже!

Оконные рамы :)

В Будапеште та же зараза, что и у нас — делать кричащие разрисованные фасады. Никакой необходимости в этом нет, только трэш.

Со времен постройки здесь не изменилось ничего, разве что на первом этаже теперь бизнес:

Чего не отнимешь у всего Будапешта, так это работы с озеленением. Удивительно, но они как-то обходятся без воинствующих урбанистов с ведрами, хотя Венгрия значительно жарче Беларуси, а осадков в столице выпадает на 20% меньше, чем в Минске.

Благодаря не слишком большим размерам и обильной зелени этот квартал показался вполне адекватным, хотя и не без присущих таким кварталам недостаткам.

Составляющие нормальной человеческой среды: этажность, транспортная доступность, среда, благоустройство. В этом списке нет места желанию впихнуть на минимальный участок максимальное число людей в дешевое жилье.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎