Один день в Будапеште. Пост любви к «Икарусам»

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

В Венгрию стоит съездить хотя бы потому, что в этой стране остаются в активной эксплуатации автобусы «Икарус» 200-й серии — те самые, на которых выросло мое поколение. В Беларуси работают считанные единицы междугородних «мягких» «Икарусов», но городских не осталось вовсе. Минск с ними простился еще в 2007-м году, другие города немного позже, у нас венгерские машины заменили белорусские. Из эксплуатации их вывели повсеместно кроме, собственно, Венгрии и конкретно Будапешта, где они остаются в огромном количестве несмотря на свой преклонный возраст. Многие бегают уже по 30 лет! Вместе с ними и троллейбусы в 200-х кузовах, которых в бывшем СССР за исключением Москвы не встречалось. Итак, воспоминания об «Икарусах» в Минске и немного фоток из Будапешта.

Поездка: 🇭🇺 Венгрия 🇸🇰 Словакия. Пресс-тур на завод Hell | Оглавление

Развернуть

◉ 01 | Венгрия. Загородный туристический комплекс Avalon House ← Читать!
◉ 02 | Венгрия. Экскурсия на завод Hell ← Читать!
◉ 03 | Венгрия. Тест энергетиков Hell ← Читать!
◉ 04 | Словакия. Клевая Братислава ← Читать!
◉ 05 | Венгрия. Старейшее континентальное метро ← Читать!
◉ 06 | Венгрия. Спальный район Зугло в Будапеште ← Читать!
◉ 07 | Венгрия. Работа классических «Икарусов» в Будапеште ← сейчас открыто

Мое детство пришлось на расцвет «Икарусов» в Минске: именно они составляли основу автобусных перевозок в городе. ЛиАЗы и ЛАЗы, конечно, тоже были, но далеко не в том количестве. Я не помню первое поколение венгерских машин, так как 180-е «Икарусы» были списаны еще в первой половине 80-х.

Но на коротких 260-х и длинных 280-х отъездил тысячи часов: на 20-м маршруте до метро «Академия Наук» (до 1990-го года — ближайшей станции метро к дому), на 16-м на Комаровку, на 52-м к маман на работу. На «девятке» я ездил от лицея в Серебрянке до универмага «Беларусь», на 47-м от корпуса журфака на Московской до филиала БГУ на Курчатова. «Икарус» и сейчас не показался бы дико устаревшей машиной, если бы не высокий пол и архаичная маска на «лице». Круглые фары с тех пор успели выйти из моды и снова вернуться :)

Венгерский завод поставил в СССР полторы сотни тысяч (!) автобусов, на пике производственных мощностей отгружая порядка 8000 ежегодно. «Икарусы» работали и в Восточной Германии, и в Польше, и даже в Африке и на Кубе.

Беларуси в какой-то мере повезло: своего автобусного производства у нас не было, а вот необходимость соответствовать «выставочной витрине совка» была, поэтому «венгры» нам полагались по статусу.

Помимо автобусов под маркой «Икарус» выпускались и троллейбусы. Оригинальные из Венгрии в СССР не работали вообще, только несколько самопалов в Москве и уже в 90-е подержанные где-то в российской глубинке. В Будапеште их полным полно.

После распада завод «Икарус» протянул в прежнем виде совсем недолго. В 80-х начался переход на 400-ю серию городских автобусов, они же выпускались и в 90-е, хотя объемы падали катастрофически. «Короткий» 415-й и «длинный» 435-й до Минска доехали в единичных экзеплярах, когда автопарки искали, чем заменять устаревавшие «двухсотые».

Но уже набирало обороты совместное производство МАЗ-MAN, затем случился развод заводов, наладилось производство полностью «своих» автобусов, необходимость в импорте отпала сама собой.

Венгры пытались запустить супербольшой автобус «Икарус-293». Опытный эксземпляр отработал аж до 2009-го года в Тегеране, на Кубе было собрано несколько машин.

Завод прошел приватизацию, катастрофически сократил производство, партнерился с Volvo и до сих пор выпускает машины, но в совсем микроскопических дозах.

Эпоха «Икаруса», конечно, ушла безвозвратно. Удивительно, что закончит он свой путь там же, где и начал, — в Будапеште. Удивительно потому, что долгое сохранение работоспособности типично как раз для стран бывшего СССР — следствие дырявых бюджетов.

Пока!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎