Честно говоря, я пребывал в уверенности, что в белорусских райцентрах еще можно найти живые «Икарусы» на локальных городских маршрутах. И, озаботившись задачей их поиска, обнаружил обескураживающий факт: в работе легендарных венгерских машин моделей 260/280 больше нет. Остались «технички» да служебки, но возможностью кататься на таких обладают только штатные сотрудники коммунальных перевозчиков. В то же время самая полная база единиц автобусного общественного транспорта бывшего СССР обнадежила насчет туристических «венгров» модели 250/256. Как оказалось, в Беларуси есть еще несколько живых экземпляров главного междугороднего автобуса времен СССР. Впрочем, числящийся «живым» — не равно наличие машины в работе: она может отстаиваться в качестве резерва или вовсе пребывать в нерабочем состоянии. В общем, я разыскал все более или менее свежие фотографии «красных Икарусов», на которых можно было рассмотреть таблички с маршрутом, и принялся штудировать закрепленный подвижной состав по ним. Практика показывает, что конкретные машины намертво закрепляются за определенными маршрутами в течение многих лет. Сайт ticketbus.by, где виден тип машины при заказе билета, порадовал: в ходу есть как минимум один 250-й… Через несколько дней я уже мчал в Гомель, чтобы прокатиться на этом ветеране.
Надо сказать, что должный уход и проведение ремонтов в разных объемах позволяют любым машинам сохранять долгую продуктивную жизнь. Поэтому не стоит удивляться встречам на дорогах автобусов с карьерой в несколько десятилетий пассажирских перевозок :) Другое дело, конкретно в Беларуси есть определенные правила по предельному возрасту (пробегу) машин, задействованных в перевозке людей, однако автопарки умеют обходить эти правила.
Еще живучее оказываются автобусы, которые возят пассажиров в нерегулярном сообщении, например, по туристическим маршрутам или вовсе в служебных целях. Вчера множество людей откомментировало мою фотографию «красного Икаруса», мол, в стране их еще много. Окей, много, но попробуйте прокатиться на таком! Все они — служебки в том или ином виде, а работающих на линии считанные единицы, если вовсе не один гомельский.
Нет, на самом деле как минимум их два, но об этом чуть ниже.
«Красный Икарус» ходит по маршруту Гомель — Буда-Кошелево каждый день в 12:20, а в пятницу и выходные совершает дополнительный вечерний рейс. Поэтому чтобы успеть на него, отправляться в областной центр пришлось с самого утра. Вместе с завтраком на вокзале пришлось идти на первый автобус в 5:40. Но ради сочных покатушек, я способен и на большие подвиги :)
Утренний «Штадлер» до Гомеля был практически пуст. 10 вагонов почти порожняком гнали за 300 километров, чтобы через час вернуть таким же порожняком обратно. Удивительное планирование перевозок от БЖД, никто не считает деньги.
В Гомеле было заметно теплее и никакого снега на земле. Прокатились пару остановок до центра, подивившись чудо-компостеру эпохи дизельпанка:
Суровые запреты:
Время до полудня пролетело за чашкой чаю в ресторане «Фасоль». До автовокзала дошли пешком:
Я страшно переживал, что по каким-либо причинам «Икарус» не поставят в рейс в день нашего приезда, например, из-за малого числа проданных билетов, но волнения были лишними. Легенда стояла в рядке более новых «коллег» на парковочной стоянке автовокзала.
В назначенное время автобус пустил сизый дым и заурчал урчанием, знакомым из далекого детства.
Водитель обратил внимание, что я густо фотографирую машину и, выходя за путевым листом, спросил, нравится ли мне.
О да, мне нравится :)
В салон село примерно 10 человек и в 12:22 мы вырулили со стоянки у платформы, выехали на проспект Победы, а затем и Советскую улицу, взяв курс на трассу М8.
Автобус, конечно, в плохом состоянии и явно проработает совсем недолгий срок. Холодный ветер сифонил со всех щелей, в салоне пахло то горючкой, то тормозухой, задницу машины немного водило в стороны на скорости, чувствовалась вибрация сразу от нескольких узлов. Ехали не быстрее 70 километров в час. Сильно хотелось спать!
Последний раз на «красном» я ездил, наверное, лет десять назад, добираясь из командировки в Давид-Городок. Тогда автобус буквально замерз под Слуцком, и водители разогревали подпол горелками, чтобы протолкнуть вязкий дизель. Болел я после той поездки не менее месяца, получив ужасное переохлаждение.
Самая моя дальняя поездка на 250-м была в Санкт-Петербург, но то был 97-й год, я был заметно меньше и моложе.
Впрочем, и сейчас провести несколько часов в салоне «красного» не составит особого труда, разве что салон не мешало бы реновировать или хотя бы отмыть.
Прибыли в Буда-Кошелево:
Наверное, это и было моим прощанием с легендой венгерского автопрома. Было очень хорошо, всем — рекомендации успеть прокатиться.
P.S. По прибытию на вокзал в Гомель обратно мы увидели еще одного «красного», отправляющегося в рейс на Лоев. Окей, их как минимум два!
P.P.S. База видит еще один живой ЛАЗ-695. Я уже знаю, куда поеду в следующий раз :)