Я все ждал, когда сойдет снег и немного подсохнет, чтобы пройтись давно запланированным маршрутом по индустриальной зоне Минска в районе Радиальной улицы. Вообще план был исследовать состояние железнодорожного подъездного пути, обрывающегося у станции метро «Автозаводская» (в моем детстве он еще пересекал Партизанский проспект и уходил через огромные ворота на территорию МАЗа), но в итоге поход принес куда больше впечатлений. Без сомнения, это самый красивый и интересный индустриальный маршрут города: он открывает небанальные виды на ТЭЦ-3, станции Моторного и Тракторного заводов. Я принес вам в этот серый воскресный день больше сотни фотографий. Мои самые горячие рекомендации не пропустить пост, если вашему сердцу милы ржавые промышленные пояса крупных городов.
Хотя технически искомая железная дорога всегда была именно подъездным путем, когда-то давно она проходила транзитом через немалую часть города. Пересекая Партизанский проспект, путь входил на территорию МАЗа, затем рассекал промышленную зону Шабаны и вливался во «взрослую» железку в районе одноименной станции. Начинался же он от другой магистрали — от дороги Минск — Орша в районе платформы «Товарный двор» у путепровода по Радиальной улице. В общем, начинается он и сейчас там, вот только платформы уже нет — разобрана за ненадобностью.
Вот это место у метро «Автозаводская», где когда-то шел путь:
Я его неплохо помню и более того — отчетливо помню небольшой грузовой состав, перекрывший тогда еще куда более спокойный Партизанский проспект.
Путь, вероятно, был разобран с началом строительства метро (первая половина 90-х). Вместе с этим было ликвидировано разворотное трамвайное кольцо — на его месте сейчас автозаправка.
Отсюда я и пошел. Маршрут отрисовал на карте, чтобы вам было удобнее.
Железнодорожный путь заканчивается сейчас как раз у заправки. Вот он:
Путь оставлен аж до проспекта с одной целью — обеспечить связью с железкой Минский рессорный завод. Но все это формально: судя по отсутствию наката и почти полному утоплению головок рельсов в асфальт подъездной автодороги заправки, им никто не пользуется.
Гипотетический состав мог бы попасть на завод только после прохождения стрелки и смены направления движения. Места после стрелки там мало, буквально на один-два вагона с локомотивом. Стрелка еще ручная, старой школы.
В общем, все дальнейшее для меня было сплошным открытием: никогда я в этих закоулках Минска не гулял, только изучал по картам.
Поначалу путь идет вдоль глухой стены каких-то гаражей с СТО, а по другую сторону виднеются домики бывшего поселка Автозавода, который еще требует от меня тщательного поста в блог.
Разобранный и полностью нерабочий светофор, когда-то, наверное, служивший в статусе предвходного для станции МАЗа.
Заканчиваются стены рессорного завода, начинается ограда завода по производству теплоизоляционных материалов.
Прямо к железной дороге выходит переулок Бехтерева. Отсюда виден неиспользуемый цех «Белтеплоизоляции».
Взгляд назад на пройденный путь:
Отсюда открываются сочные виды на ТЭЦ-3:
Вновь взгляд назад:
Весь задник ТЭЦ представляет из себя бутерброд со слоями гаражей, железной дороги и хитрого переплетения труб разных диаметров. Смотрится грозно, внушительно и очень инстаграмно.
Узкая улица с грунтовой автомобильной дорогой в какой-то момент вырывается на простор множества подъездных путей к ТЭЦ. Та железка, по которой шел я, она вон справа.
Портал ТЭЦ-3 настолько фактурный, что на фоне труб и ржавых рельс какой-то молодой фотограф делал фотосессию неискушенной барышне. Видны на кадре:
На путях вновь ручные стрелки — но это только на путях с одной стороны площадки. На заднем плане видна свежая отсыпка и новые рельсы. На тех новых накат вполне рабочий, сказывается потребность ТЭЦ в резервном мазуте. А вот на ближайших ко мне еле просматривается.
Оно и не удивительно. Маневровая работа ограничена оживленной Переходной улицей, пересекающей пути в одном уровне.
Взгляд назад на ТЭЦ:
Дальше начинается вотчина Минского моторного завода. Честно говоря, у меня было ощущение, что хождение по путям призовет охрану, но ничего не произошло. Не было и никаких запрещающих табличек, заборов, залазов — гулять по станции никто не возбранял, а машинист работающего тепловоза не обращал на меня никакого внимания.
Пути от Переходной улицы сначала идут свободно, а потом оказываются зажаты между гаражным кооперативом и оградой моторного.
По путям можно легко дойти до путепровода по улице Ваупшасова, который всегда мне казался очень высоким и мощным. Хех, с земли он вообще какой-то детский.
Под мостом живут бомжи!
За мостом начинается территория МТЗ. Тут есть одна особенность: фактически железнодорожный путь разрывает территорию завода на две части. Одна нам видна со стороны Радиальной улицы, другая от Тракторозаводского бульвара у метро. Пути же быстро сужаются до одной ниточки и идут между оградой предприятия и гаражным кооперативом «Тормоз-1». Название огонь.
Какой-то цех МТЗ:
Железная дорога идет в довольно узком канале вдоль гаражей. Причем на этом участке это должна быть оживленная дорога, так как и моторный, и тракторный требуют постоянной вывозной работы. В то же время гаражи «живые» — мужики крутят гайки в авто, даже жарят шашлыки и, конечно, пьют водку.
Некоторого сюрреализма добавляет магистральный водопровод, тянущийся от ТЭЦ. Он причудливо огибает гаражи и создает необыкновенные картины. Среди гаражей стоят брошенные разобранные и битые машины, за забором виднеются уставшие производственные площадки МТЗ. Короче, кайф полнейший.
Еще одно — абсолютно уникальное для Минска место — ведомственный путепровод (!) МТЗ. Это полноценный автомобильный мост, соединяющий две части предприятия, рассеченные железной дорогой. Ничего подобного в нашем городе больше нет.
Гаражи, трубы, трубы, гаражи, Макдональдс (не обращайте внимание), трубы, гаражи.
Путь наконец-то вырывается на свободу, словно чуя магистральную линию с настоящими поездами и скоростями. Мне кажется на одном из кадров я словил пыльное гало.
Вот и финальная точка — линия вливается в ход Минск-Орша.
Мне кажется ничего красивее в нашем городе я уже не найду.