Успех «Интерстеллара» как доказательство: люди перестали читать книги

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Длинные выходные сподвигли меня сходить в кино, тем более что в Silver Screen решили еще раз дать сеанс «Интерстеллара» — фильма, от которого были в восторге многие мои знакомые. Я отправился на показ и приготовился восхищаться, но из зала выходил в недоумении. «Интерстеллар» в очередной раз убедил меня, что люди перестали читать книги: роман с таким бледным сюжетом мог бы и не удостоиться права на издание.

Вообще научную фантастику в мире снимают совсем мало. Причин несколько: «мода» на исследование космических просторов осталась в 60-х, а фантазийная картинка требует немалых бюджетов. Общество «запрашивает» у гигантов киноиндустрии фильмы бытовые, о сущностях приземленных — и гиганты штампуют ленты, соответствующие этому запросу.

Так же и в реальной жизни. Если в 60-х нам, человеческой цивилизации, по разным причинам нужно было покорять космос, то мы запускали человека на орбиту и даже покоряли Луну. Сегодня нам нужен айфон и, я уверен, соответствующая индустрия из кожи вон лезет, чтобы создать лучший айфон из возможных. По тем же причинам ушел «золотой век» научной фантастики и мы больше не увидим хардкорную «Космическую одиссею» Кларка в исполнении Кубрика. Давайте лучше Джеймса Бонда с черной кожей, терять уже нечего.

Но ладно, об этом как-нибудь в другой раз. Сегодня об «Интерстелларе».

Новый блокбастер Нолана, как и прошлый «большой» фильм про космос — «Гравитация» — это кинодрамы в интерьерах вечной пустоты. Это не научная фантастика и ждать научного подхода к соответствующим физическим понятиям не стоит. В «Интерстелларе» допустимо городить чушь про горизонт событий, потому что этого требует сюжет — этого требует зритель.

Главное открытие блокбастера лично для меня заключается в том, что люди разучились восхищаться действительно крутыми впечатляющими сюжетами и готовы ахать в микроблоги от довольно банальной вещицы. Поверьте опытному читателю, мир научной фантастики куда более богат. Еще полсотни лет назад американские авторы создали целый блок крепчайших сюжетов, каждый второй затмевающий все выверты «Интерстеллара». Да, в них меньше человеческой драмы и больше космоса ради космоса, ради захватывающего дух ощущения открытий неизведанного. Там меньше слез от расставаний и больше квеста, самого большого во Вселенной — собственно, самой Пустоты.

«Интерстеллар» в какой-то момент заставил мое сердце биться чаще, Нолан сделал реверанс в сторону любителей НФ «золотого века»: в том эпизоде, где раскрывается задумка ученых — отправить на 12 планет 12 одиночек-ученых. Это круто.

Но дальше — жесть. Когда казалось, что придумать более нелепый поворот сюжета уже невозможно, режиссер в паре со сценаристом продолжали удивлять в худшем понимании этого слова. В какой-то момент я начал смеяться, а в моменте, когда Купер упал в черную дыру и оказался в комнате своей дочери, откровенно ожидал, когда он откроет шкаф с обратной стороны и шагнет в объятия повзрослевших отпрысков.

Фильм как вид искусства очень ограничивает фантазию, он может бить драмой или красивой картинкой, но никогда не заменит нашу собственную думательную машину, умеющую в самых офигенных красках «нарисовать» собственный горизонт событий.

«Интерстеллар» вполне неплох как драма, но черно-бел как фантастика. Блеклая поделка, продукт потребительского мира, в котором нет уже места радости открытий, поиска неизведанного и Его Величества Космоса.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!