Три причины, по которым бизнес инвестирует в интернет-СМИ

biz

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Парадоксальная ситуация: в Беларуси практически невозможно заработать, инвестируя в интернет-СМИ, но поток желающих не иссякает даже в кризис. Я как-то сидел и считал, сколько и по какой цене нужно продавать рекламы, чтобы окупить даже минимально возможную редакцию и понял: это малореально. Нет, при некоторых условиях можно добиться кое-какого коммерческого успеха, но это фактически сейчас о волшебстве, а не о жизни. И все же: каждый год в белорусском сегменте Интернета открываются все новые и новые СМИ. Давайте разберемся, каковы причины этого феномена.

Я выделяю три основных причины, однако они могут объединяться в каждом конкретном случае. Чаще так и происходит, ведь чем сильнее мотивация, тем быстрее расстается со своими денежками инвестор.

Сейчас вы попадаете со стульев, но первая и самая часто встречающаяся причина звучит именно так:

Хочу

Вы можете быть призером школьной олимпиады по математике или закончить Нархоз с красным дипломом, однако все ваши вычисления невозможно противопоставить обычному «хочу».

Самое странное, что это наиболее частая причина открытий редакций. Конечно, «хочу» не распространяется на большие ресурсы, требующие серьезных капиталовложений (и большие ресурсы в Беларуси не открываются не просто так), но на маленькие редакции — вполне.

Обычно «хочет» состоявшийся бизнесмен: приятно добавить себе имиджевого веса и заняться не приземленным, но возвышенным — творчеством. Похвальное желание!

Спрогнозировать, какую судьбу ждет сформированная таким образом редакция невозможно. Кто-то закрывается быстро, кто-то живет долго, но в любом случае инвестор рано или поздно начнет подводить под свое «хочу» какую-то материально-экономическую базу. Заведется отдел продаж, появятся KPI, управленец начнет оптимизировать расходы — эта песня хороша, начинай сначала.

Надо

Несколько менее распространенная причина, но, пожалуй, самая адекватная. Когда бизнес чувствует, что «надо», он действует наиболее продуманно.

В каких же случаях у инвестора может возникнуть потребность инвестировать в журналистику? Ответ может быть только один: когда журналистика — это маркетинг. Бизнес вкладывается в рекламу своего основного направления посредством хороших текстов. Это очень распространенная схема работы в Беларуси, практически все отраслевые сайты работают именно по ней.

В схеме есть нюансы — о них я говорю давно, а именно: прямой конверсии читателя в совершателя платного действия (читай, использования основного сервиса вашего сайта) нет. Никто не приходит читать текст, чтобы затем, вдохновившись работой журналиста, что-то купить или использовать.

Содержать редакцию — это как продвигать пельмени билбордами. Да, работает, но сильно медленно. Сколько нужно потратить денег на то, чтобы вы, наконец, купили пачку?

Редакция на профильном ресурсе часто становится имиджевым проектом, который имеет именно что имиджевую ценность, то, что можно назвать «капитализацией» бизнеса, однако прямым бизнес-процессом сам по себе не является.

Если резюмировать: содержать редакцию для бизнеса полезно в долгосрочной перспективе. Но запаситесь терпением, вам его понадобится много.

Буду

Я бы не выводил эту причину из-за ее очевидной глупости, но явление имеет место быть в деловой среде Беларуси, поэтому — все для дорогих читателей.

Действительно, существуют люди, которые искренне полагают, что заработать на редакции можно. Они пишут бизнес-план и инвестируют из своего собственного кармана, ожидая прибыли. Вообще сами по себе медийные проекты из разряда «длинных» инвестиций, но в стране, где один экономический кризис сменяет другой?..

* * *

И все же: можно заработать на редакции? Я отвечу да. При жесточайше оптимизированных процессах, с высокой нагрузкой на коллектив и минимальных вложениях.

Вот мой блог, например, экономически успешный проект. Делайте выводы.

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Сергей Сахацкий

    А неужели никогда не возникало желание сделать такой ресурс, именно от самих журналистов, а не от дядьки инвестора? Ведь если разобраться — на первом этапе главред, который и является одновременно и инвестором и продюсером и бизнеспланировщиком и т.д. очень существенно сможет экономить свои же ресурсы. Привлекая журналистов по подрядам и т.д. оптимизируя где только можно. Почему такая идея не просматривается в постах? Понятно что блог это хорошо — но это не полноценный новостной сайт. Ведь если начинаешь какой то стартап — лучше всего развивать его своими силами, не отдавая долю будущей прибыли — инвесторам.

    • Денис Блищ

      Единственный вариант выживать — по модели Чуденцова и его сайта. Чисто эстетически мне такой вариант не нравится

      • Сергей Сахацкий

        наша нива? я просто не сильно разбираюсь в вашей кухне

        • Денис Блищ

          Не знаю как финансируется НН, но думаю они убыточны как и все

          • Сергей Сахацкий

            да грустно у вас. Надо в воргейминг идти — у них там самый расцвет идет — писать новости как очередной чудак с вип аккаунтом завалил всех.

          • gena

            Если вы не знаете, как финансируется НН, то вряд ли полностью представляете себе ситуацию на белорусском рынке медиа, уж извините, пожалуйста:) НН живет на постоянные гранты из, допустим, польши, как и многие белорусские сайты — будзьма орг, хартия, 34маг, ситидог (хотя на ситидоге вешают баннеры, это все равно проект на грант, без которого они не выживут). Денис, как-нибудь на досуге поинтересуйтесь этим, и мир белорусских медиа откроется вам совершенно с другой стороны)

          • Alex Kavaliou

            Есть пару сайтов в РБ, которые живут чисто на энтузиазме авторов.

  • Paranoid

    «Содержать редакцию — это как продвигать пельмени билбордами. Да, работает, но сильно медленно. Сколько нужно потратить денег на то, чтобы вы, наконец, купили пачку?»

    Кстати, начал есть эти модные пельмени как раз после твоих постов в блоге;)

    • я попробовал с говядинкой и попробовал с лососем — не впечатлился и забыл о них

  • Decayer

    Меня не отпускает мысль о том, что содержать редакцию убыточно, потому что большая часть новостей пишется откровенно паршиво. На онлайнере всего я видел несколько статей над которыми действительно основательно поработали — про старые консоли, про съемки терминатора и еще парочка других. Это статьи реально высокого уровня. В остальном же это просто какой-то набор писулек абы народ схавал. Справедливости ради замечу, что достойные статьи на других порталах встречаются и того реже (хотя я не так уж и много СМИ читаю).
    Сюда же дописать и весьма сомнительный контингент среди комментаторов. Я, очевидно, говорю не о всех, но о большинстве. Это уже как прописная истина: не хочешь испортить себе настроение после статьи — не читай комментарии в русскоязычных СМИ.
    Но вот пока что не сообразил, как это все связать с убыточностью белорусских СМИ, кроме как субъективным взглядом на качество этого СМИ. (:

    • Иван Сидоров

      Это не имеет значения, как и что пишется. Редакция в нынешних белорусских условиях — бесперспективное дело. Наверное, можно как-то выживать но жить не получится. А богатым быть — и подавно. И никак это не зависит ни от текстов, ни от их качества. Рынок до предела перегрет уже лет семь как. Все пробуют и практически все быстро «прогорают».
      Но да — журналисты, очень многие, напрочь «повернуты» на своей теме и им плевать на реальность и любые расчеты. «Вот сейчас будем писать хорошие тексты и развернемся» — думает очередная «команда» и с размаху лупит себя «граблями» по голове. Да плевать всем на ваши тексты!
      Что-то ещё остается нишевым проектам, несущим полезную нагрузку — финансы, туризм, экономика. Но тут знания нужны, связи, надо давать хорошие факты, инсайд, ещё что-то, чего ни у кого нет или никто не умеет. И всё равно — много не заработаешь. Всё — на грани выживания.
      Поэтому, мне кажется, гораздо проще продавать свои профессиональные навыки и опыт, если они кому-то нужны. Пока ещё это возможно.
      Ну и, в конце-концов, переквалификацию никто не отменял. В странах развитого капитализма это нормальный процесс. А у нас, почему-то все боятся — корону, что-ли, берегут? Так это не поможет.

  • 2ku

    Забоялся конкурентов! Доход в размере зарплаты это еще не успех. Новостной сайт при отсутствии фондового рынка, наверное глупость. Специализированный может быть вполне так успешен. Сайты типа поиграй в журналиста, фотографа, режисера оператора очень даже популярны. Перспективны поиграй в следователя, банкира, президента, эксперта. Работа при которой надо пялится в экран, легче чем таскать кирпич. Вот и открывают новые сайты. Почти СМИ.

  • Дмитрий Гаврилов

    Я в принципе не понимаю, за счёт чего живут теже куку или сити дог. Может, мне кто-то объяснит?