«Чернобыльская железная дорога»: белорусский участок, связывающий ЧАЭС и Украину. Фотографии

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Мало кто знает, что по железной дороге в Чернобыль можно попасть только через Беларусь. Линия Чернигов — Овруч задевает кусочек Брагинского района в окрестностях поселка Комарин. Построена она была в 1930-м году и до распада СССР данный факт не играл никакой роли. Сначала ситуация осложнилась аварией на ЧАЭС: участок линии с западной стороны почти полностью перестал действовать. Движение сохранялось только до поселка Вильча, а доставка грузов и специалистов на ЧАЭС осуществлялась через Славутич и Беларусь. Наконец, рухнула красная империя, нарисовались новые государственные границы… Непростой вопрос с пропуском поездов решили оригинально: железная дорога на территории Брагинского района арендована Украиной — и это единственный не интегрированный в общую систему БЖД кусок системы. На линии до сих пор сохраняется пассажирское движение, в том числе у белорусов есть возможность раз в неделю на электричке съездить в Чернигов, чем местные жители и пользуются. Сегодня у меня репортаж из этого уникального места.

Для понимания, как и что устроено на этой дороге, простая схема:

Несмотря на свое расположение, линия может похвастаться относительно интенсивным движением. Во-первых, есть какие-никакие грузовые поезда в сторону ЧАЭС: во время строительства Укрытия-2 их, конечно, было больше, а сейчас меньше. Во-вторых, ежедневно здесь проезжает несколько пар служебных электропоездов из Славутича на атомную станцию. Наконец, на участок по субботам дважды заезжает электричка из Чернигова — только до станции Иолча в одноименном поселке.

Иолча, к слову, в принципе единственный оставшийся пункт на линии, проходящей в границах Беларуси. Именно на Иолчу я и отправился утром из гостиницы «Днепр», переночевав в этом ужасном месте.

Мой план был очень простой: в 6 утра из Комарина уходил автобус на Гомель, а его маршрут пролегает в некоторой близости от станции — примерно в 1 километре.

Вышел я аккурат на переезде. Верстовой указатель до Иолчи:

Вид в сторону Иолчи и Чернигова:

А это уже вид в сторону ЧАЭС. Рельсы сходятся в однопутку сразу после автомобильного переезда.

От переезда я побрел к станции. Ведет туда узкая, но асфальтированная дорога. По ней, к слову, ходит и автобус, но тоже только по субботам — доставляет жителей Комарина к электричке и с нее.

Иди совсем ничего. За редкой лесополосой мелькают провода электросети, а вскоре и появляется заборчик, ограждающий станцию. На станции осуществляется пограничный контроль, так что любителям редких штампов в паспорте стоит подумать о вояже в Иолчу ;)

На станции есть три здания и о двух из них обязательно надо поговорить подробно.

Итак, вокзал: он розового цвета.

Флаг на фасаде говорит о пограничном статусе Иолчи:

Открывается вокзал по субботам, а я приехал в воскресенье. Но у меня и не было ложных ожиданий :)

На окне вокзала висит расписание:

Все вокруг заросло.

Второе здание — бирюзовое:

Это украинская часть Иолчи, участок, формально относящийся к Юго-Западной железной дороге. Об этом свидетельствует табличка на фасаде, выполненная на украинском языке.

Уникальная ситуация!

Бирюзовое здание является строго служебным, без общественной части. Говорят, здесь работают железнодорожники в украинской форме и получают зарплату в гривнах. Начальник — командированный украинец, а вот остальные, как я слышал, белорусы.

Еще в комплексе станции сохранилась полуразрушенная хозпостройка. Вероятно, товарная контора.

Мне никто не мешал, поэтому я спокойно отснял пути и платформы.

По моим расчетам я должен был «зацепить» служебную электричку на Чернобыльскую атомную станцию. Так и вышло. Сначала послышался далекий нарастающий и стихающий грохот — его источником является поезд, проходящий по длинному мосту через Днепр. Мост, к слову, красивый, но посмотреть его можно либо из окна электрички, либо будучи рыбаком — на Днепре с украинской стороны разрешена рыбалка. Белорусы, опять же, потребуют пропуск в погранполосу — граница стран проходит по фарватеру реки.

Так как в 2005-м году по линии до Иолчи я ездил, то ачивку соответствующую имею.

Итак, несется электричка. Это сборная ЭР9 из того, что было. В составе, если присмотреться, можно даже увидеть старенький вагон времен кругломордых рижских электричек.

Электричка идет заметно быстрее 100 км/ч, пути в хорошем состоянии.

Больше в Иолче делать было нечего, и я отправился обратно на трассу, чтобы как-то добраться в Комарин. Добраться получилось легко — первая же попутка шла на Нижние Жары, южнее поселка, где, говорят, какая-то особенно хорошая рыбалка. В Жары я еще съезжу, но, видимо, уже в следующем году.

Путешествие прошло в партнерстве с компанией «Ласерта», профучастником рынка ценных бумаг Беларуси.

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎