Журналисты, а почему вы журналисты?

zhur-800x339

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Последний месяц практически каждый день я читаю лекции и тренинги в редакциях белорусских изданий. Передо мной прошло уже за сотню прекрасных специалистов, изо дня в день занимающихся журналистикой и новостной работой. Впереди еще ряд запланированных встреч и, уверен, дальше надо двигаться в регионы. В ходе лекции я обычно посвящаю блок понятию профессиональной мотивации — другими словами, говорю о том, что должно мотивировать журналиста и как оно складывается в реальности.

Только представьте: каждый год институт журналистики БГУ набирает три сотни студентов на первый курс. Это какое-то космически невероятное число, такой потребности в специалистах в стране нет и быть не может. Студенты полностью оправдывают закон жизни — в реальности из всего выпуска в отрасли зависает хорошо если 15% молодняка. Так было и в мои времена, когда в интернете практически не было СМИ и все уходили в традиционные издания. Выпуск моего курса составил около 90 человек, до сих пор на слуху имена примерно 15-ти.

Абитуриентов может мотивировать на поступление все, что угодно. До сих пор многие идут покорять журфак, потому что на вступительных экзаменах нет математики (а «вышку» начали изучать только с 2000-го года, к слову); другие романтизируют профессию, представляя как они будут с блокнотиками в руках обнародовать свой Уотергейт — эту дурь выбивают уже на этапе скучной профессиональной подготовки в виде практики в районной газете; третьи просто не знают чем по жизни заняться и журналистика кажется тем, что можно не уметь, но с чего кормиться — это самая стремная группа, которая потом будет дырявить карму профессии; четвертые идут на приступ журфака реально по призванию — мои аплодисменты им.

В итоге мы получаем такие выпуски, когда основная масса людей выбрала профессию по ошибке, а на другую оказалась неспособна. Часть этих людей оседает в редакциях, делая плохую работу и не получая от нее никакого удовольствия. Именно эти люди в итоге давят на общий уровень медиасферы, понижая качество контента «в среднем по больнице».

Но есть и другая сторона проблемы. Даже те журналисты, у которых горит в сердце творческий огонь, не всегда четко представляют себе, зачем они изо дня в день пишут тексты. Я слышал много высказываний, для чего нужна профессия журналиста, но тех, что совпадают с моим мировоззрением, не так и много.

В самом широком смысле я не считаю, что журналисты работают потому, что надо информировать или развлекать людей, хотя в смысле узком это, конечно, так. Журналист, в той или иной мере наделенный властью слова, может быть мотивирован только сверхзадачами, то есть такими задачами, которые работают на улучшение качества жизни очень широких масс. Наверное, это звучит немного напыщенно или даже диковато, но если вы приходите на работу, чтобы «информировать» или «развлекать», то, скорее всего, профессия была выбрана не очень удачно. Конечно, это лучше, чем «приходить за зарплатой» или «начальник сказал, вот я и пишу 10 заметок в день», но все равно недостаточно.

Наш с вами потребитель — читатель — человек разумный, прямоходящий и потребляющий, нуждается в постоянном улучшении своей жизни. Чтобы качество жизни росло, каждый из нас постоянно впитывает новую информацию: собственно, это единственный способ влиять на собственный рост. Журналист, будучи на передовой информатизации общества, как раз на улучшение качества жизни сограждан и должен быть мотивирован.

Сложная мотивация, да. Наверное даже, к этому приходишь далеко не сразу. Но это, пожалуй, единственное, что может удержать в профессии сколь-нибудь долго и не давать закисать. Все остальное — «информировать», «развлекать» и «обучать» — наскучит к 30 и заставит сменить специальность. Ставьте перед собой сверхзадачи! Будьте амбициозны!

Telegram-канал "Минск и минчанин": всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Только для любознательных

Поделись с друзьями!
  • Сергей Сахацкий

    Само просто ответил на этот вопрос Кинг — если можешь не писать — не пиши. Хотя есть мнение что это он повторил великих. Лично мое мнение ( а я технарь) журналист это частный случай писателя, как например архитектор частный случай художника. Ну можно сказать что журналист это не удавшийся писатель. Но повторюсь это взгляд со стороны — можно сказать из-за баррикады.

    • Надя Ду

      ИМХО, вам так кажется, потому что вы рассматриваете журналистику именно как процесс складывания слов в предложения. А это только вершина айсберга.

      • Сергей Сахацкий

        Слова это база, они основа всего — и видеоряда, и звукового ряда и картинок. Главное сложить слова — а что дальше с ними делать и кто напечатает, озвучит, или визуализирует — монитор, диктор или говорящая голова это второстепенно.

        • Надя Ду

          Теперь вы ушли в то, что третьестепенно)
          А первостепенно — увидеть проблему, придумать, как её раскрыть и донести до того, до кого надо. А дальше уже дело техники — написать, озвучить и т.п.
          Вот Денис пишет без литературных заморочек, очень просто пишет. И вы (и я) ведь его читаете не за богатство образов и метафор, а за идеи и мысли, которые он озвучивает.

          • Сергей Сахацкий

            Литературные заморочки это и есть писать просто. Сложно писать может любой — а вот просто и доходчиво — тут нужен талант.
            ЗЫ какую проблему можно раскрыть у нас в РБ — что вижу то и пишу вот потолок. В основном о надое коров и урожае фуражной пшеницы.

          • Надя Ду

            Нет, литературные заморочки, это «вставал рассвет над Леной, пахло елями». Но с тем, что писать просто — сложно, я согласна)

            Вы, наверное, плохие СМИ читаете, или просто не хотите замечать хорошее. Могу привести пример из личного опыта. Сейчас работаю над текстом о том, куда можно сдать энергосберегающие ртутные лампочки. Проблема в том, что эта сфера в Беларуси регулируется очень криво, ответственных фактически нет, кто собирает и как утилизирует — непонятно. В итоге, люди, которые знают о том, что ртутные лампы нельзя выбрасывать в обычную мусорку (а тем, кто не знает, напоминаю об опасности для здоровья ртутного загрязнения), не в курсе, куда же их деть и не имеют возможности избавиться от ламп правильно.
            Да, проблема кажется очень узкой, но, тем не менее, она есть, много людей задаётся этим вопросом. Важное уточнение — проблема вполне соответствует тематике портала, на который я пишу)

          • Сергей Сахацкий

            Я хоть и электрик, но читать такую статью не буду. Да и проблема в большинстве своем надумана — обычные люди редко встречаются с газоразрядными лампами — и их век уже уходит, ломятся светодиоды. Ну а энергетиков заводов такие вопросы не волнуют — они оптом сдают лампы и платят деньги за их утилизацию.

          • Надя Ду

            Ну ок, я ж говорю, материал для специфического портала.
            Но с тем, что люди редко встречаются с такими лампами, не соглашусь. Много кто спрашивает, что с ними делать. А на светодиодные лампы не многие хотят тратиться.

          • Сергей Сахацкий

            Ну так это разве интересно? провести расследование и написать статью как покупают китайские третьесортные турбины на ТЭЦ, за сумасшедшие деньги, а эти турбины потом горят. И главное что бы это узнать не надо никуда ехать — вся информация в интернете есть. Вот это лично для меня раследовательская журналистика. Только смелых нет такое писать и публиковать. Поэтому приходится писать унылые статьи о том сколько вольт в розетке и как скоро мы построим коммунизм.

          • Надя Ду

            Я снова буду с вами спорить, уж извините.
            1. Разным целевым аудиториями интересны разные вещи. Для кого-то актуальны и материалы о вольтах в розетках. Я сейчас говорю не о качестве текста, а о глубине проработки темы. Текст на одну и ту же тему в специализированном журнале и на портале «обо всём за две минуты» должен выглядеть по-разному. Хороший журналист знает, как для какой целевой аудитории работать, с кем на каком языке разговаривать.
            2. Расследование, основанное на информации из интернета — это мило. Разве что эта информация — официальные документы.
            3. Расследовательская журналистика — одна из разновидностей профессии. Есть журналисты, которые ничего не расследуют, а, например, пишут новости. Давайте не будем им отказывать в праве принадлежности к профессии.

          • Сергей Сахацкий

            1. Журналист не может написать статью например для профи т.к. плохо владеет этими вопросами, а профи не может написать статью, потому что плохо владеет пером. Это мой личный опыт так сказать. Я проектировщик и давным давно сделал сайт proekt.by так вот в начале пытался сам писать статьи которые были бы интересными для проектировщиков — провал, пишу я плохо. Потом нанимал людей которые писали — то же не пошло, потому никому не интересно было. В общем в итоге снес раздел статьи и оставил только форум. Это именно то что надо профи. Ну публикуем там статьи иногда — но это чисто реклама, никто их в основном не читает.
            2,3 я не профи в журналистике поэтому спорить не буду.

  • Александр

    Мотивация — тебя волнуют ответы на актуальные вопросы , которые волнуют большинство людей, и ты с помощью средств массовой информации пытаешься помочь им получить правильный (правдивый) ответ. Как в любом деле нужна подготовка и труд. Но есть масса журналистов, не учившихся на журфаке. Вопрос : что считать СМИ? ЖЖ — это СМИ? Тогда пишущий в ЖЖ — журналист. Нет- значит нет.

  • Иван Сидоров

    …Даже те журналисты, у которых горит в сердце творческий огонь…

    Старый журналист — хуже старого пидораса. Работы никто не даёт, а больше он ничего не умеет, а главное — не хочет. Молодежи, выбравшей эту непростую стезю, надо сто (нет двести) раз подумать.

  • victogan

    Дык журналисты пишут то что требуют редакция. Допустим мне хочется писать про новую городскую застройку, а меня отправляют на встречу с главврачом больницы по поводу эпидемии орз

    • Андрей

      Ну так заведите себе блог как Блищ и отводите душу там.

      • Иван Сидоров

        А кто платить будет?:-)

        • Андрей

          Блищ рекламу продает

          • Иван Сидоров

            Я ему верю, но причем тут деньги? :-)

          • Андрей

            Ну ты спросил про деньги, я ответил, что деньги можно заработать на блоге.

          • Иван Сидоров

            Это красивые разговоры. Разбуди ночью директора любого рекламного агентства и он тебе скажет, что рекламу они дадут, если у блога не менее пяти тысяч «уников» в сутки…

    • Надя Ду

      Дык редакция — это тоже журналисты.
      Вы легко можете писать внештатно в другое издание на тему, которая вам интересна, а то и вовсе уйти туда работать.