Журналисты, а почему вы журналисты?

Работа с белорусской прессой для компаний! PR товаров и услуг дешевле, чем у агентств

Последний месяц практически каждый день я читаю лекции и тренинги в редакциях белорусских изданий. Передо мной прошло уже за сотню прекрасных специалистов, изо дня в день занимающихся журналистикой и новостной работой. Впереди еще ряд запланированных встреч и, уверен, дальше надо двигаться в регионы. В ходе лекции я обычно посвящаю блок понятию профессиональной мотивации — другими словами, говорю о том, что должно мотивировать журналиста и как оно складывается в реальности.

Только представьте: каждый год институт журналистики БГУ набирает три сотни студентов на первый курс. Это какое-то космически невероятное число, такой потребности в специалистах в стране нет и быть не может. Студенты полностью оправдывают закон жизни — в реальности из всего выпуска в отрасли зависает хорошо если 15% молодняка. Так было и в мои времена, когда в интернете практически не было СМИ и все уходили в традиционные издания. Выпуск моего курса составил около 90 человек, до сих пор на слуху имена примерно 15-ти.

Абитуриентов может мотивировать на поступление все, что угодно. До сих пор многие идут покорять журфак, потому что на вступительных экзаменах нет математики (а «вышку» начали изучать только с 2000-го года, к слову); другие романтизируют профессию, представляя как они будут с блокнотиками в руках обнародовать свой Уотергейт — эту дурь выбивают уже на этапе скучной профессиональной подготовки в виде практики в районной газете; третьи просто не знают чем по жизни заняться и журналистика кажется тем, что можно не уметь, но с чего кормиться — это самая стремная группа, которая потом будет дырявить карму профессии; четвертые идут на приступ журфака реально по призванию — мои аплодисменты им.

В итоге мы получаем такие выпуски, когда основная масса людей выбрала профессию по ошибке, а на другую оказалась неспособна. Часть этих людей оседает в редакциях, делая плохую работу и не получая от нее никакого удовольствия. Именно эти люди в итоге давят на общий уровень медиасферы, понижая качество контента «в среднем по больнице».

Но есть и другая сторона проблемы. Даже те журналисты, у которых горит в сердце творческий огонь, не всегда четко представляют себе, зачем они изо дня в день пишут тексты. Я слышал много высказываний, для чего нужна профессия журналиста, но тех, что совпадают с моим мировоззрением, не так и много.

В самом широком смысле я не считаю, что журналисты работают потому, что надо информировать или развлекать людей, хотя в смысле узком это, конечно, так. Журналист, в той или иной мере наделенный властью слова, может быть мотивирован только сверхзадачами, то есть такими задачами, которые работают на улучшение качества жизни очень широких масс. Наверное, это звучит немного напыщенно или даже диковато, но если вы приходите на работу, чтобы «информировать» или «развлекать», то, скорее всего, профессия была выбрана не очень удачно. Конечно, это лучше, чем «приходить за зарплатой» или «начальник сказал, вот я и пишу 10 заметок в день», но все равно недостаточно.

Наш с вами потребитель — читатель — человек разумный, прямоходящий и потребляющий, нуждается в постоянном улучшении своей жизни. Чтобы качество жизни росло, каждый из нас постоянно впитывает новую информацию: собственно, это единственный способ влиять на собственный рост. Журналист, будучи на передовой информатизации общества, как раз на улучшение качества жизни сограждан и должен быть мотивирован.

Сложная мотивация, да. Наверное даже, к этому приходишь далеко не сразу. Но это, пожалуй, единственное, что может удержать в профессии сколь-нибудь долго и не давать закисать. Все остальное — «информировать», «развлекать» и «обучать» — наскучит к 30 и заставит сменить специальность. Ставьте перед собой сверхзадачи! Будьте амбициозны!

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!