Журналистика — отрасль развлечений, а не информации

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

Продолжу свой цикл мини-лекций о профессии темой, которая, как правило, вызывает у слушателя большое сопротивление. Я утверждаю, что абсолютное большинство заметок, репортажей, интервью и прочих медийных продуктов созданы для развлечения публики. Разумеется, по ее же запросу. Что в трансляции новостей о, например, смерти Майкла Джексона, больше фана, чем собственно события. Звучит несколько дико, но попробую объяснить.

По моим представлениям у журналистики есть три роли: информационная, развлекательная и образовательная. Часто говорят, будто наша профессия обязана еще и воспитывать читателей, но это иллюзии. Ответственность за передачу системы ценностей (то есть воспитание) несут только родители, которые обладают достаточным авторитетом для этого. В самом деле, неужели кто-то думает, будто дядька за конторским столом в редакции может привить какие-то свои представления о хорошем и плохом неизвестному читателю?

Так вот, журналистика выполняет три функции: она информирует, она развлекает и, наконец, образовывает. Все это отражение запроса публики: другими словами, публика хочет знать, что происходит, публика хочет развлекаться и со-о-о-всем небольшая ее часть еще и заниматься самообразованием. Конечно, информация сама по себе первична: для чего бы ни создавался медийный продукт, его единственным сырьем являются факты.

Но фактов очень много и, конечно, до большинства их никому нет дела. Оставшаяся часть может быть интересна неким кругам людей: в рамках микрорайона, города, страны, континента и даже всей планеты. За право их трансляции конкурируют средства массовой информации соответствующего масштаба, быстро обесценивая факт во времени. Грохнулся очередной самолет? Сам факт падения через несколько часов не будет иметь никакой ценности на территории всей планеты.

Таким образом главная потребительская характеристика события — это потенциальный интерес к нему. Как только интерес удовлетворяется, факт теряет ценность. Разумеется, интерес можно и нужно поддерживать, развивая популярную тему, транслируя все новые и новые факты потребителю.

Как формируется личное отношение читателя или зрителя к событию? Если событие попадает в сферу интересов потребителя, внимание на нем замыкается, а факты фильтруются через опыт, знания и систему ценностей каждого конкретного человека. Падение самолета — это критическая ситуация, в которой вы не оказались. Вы уже победитель в гонке жизни — вы получаете от этого удовольствие. (Теперь надо узнать, что именно привело к авиакатастрофе и как этого избежать, чтобы разрушить свой страх, но об этом в следующий раз в соответствующем посте о страхах и журналистике).

Издания достигают успеха, если удовлетворяют интерес читателя. Вот он, рабочий алгоритм: факт — умер Майкл Джексон; формирование первичного интереса и обесценивание факта; факт — певец скончался от передозировки лекарственных средств; удержание интереса и вновь обесценивание факта; факт — в смерти виновен личный врач звезды; удержание интереса и обесценивание… И так далее до тех пор, пока есть запрос аудитории. Он рано или поздно сойдет на нет и тогда пресса навсегда забудет о Джексоне — публика получила удовольствие, удовлетворила свой интерес.

Сегодня бессмысленно делать издания по принципу «картины дня». 90% сообщений, состоящих из голых фактов, первичной информации, не замыкают на себе интерес читателя, не формируют запрос публики. Журналисты должны работать только с теми темами, которые после читательской оценки позволяют удержать уровень любопытства.

Интерес лежит в основе психологии потребителя медиа. Газеты, журналы, телевидение, радио не существовали бы сегодня, если бы не этот базовый запрос — получать удовольствие от удовлетворения любопытства. В противном случае миру хватило бы информационных агенств и бюллетеней.

Ничего страшного в осознании этой концепции нет. Наоборот, понимание интересов читателя позволяет улучшать качество СМИ, создавать более насыщенное информационное поле и таким образом выигрывать в конкурентной борьбе за внимание публики. Just for fun — лозунг нашей профессии.

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Поделись с друзьями!