Вообще у меня с Литвой отношения сложились не сразу: даже Вильнюс в первый приезд пару лет назад показался каким-то жутко провинциальным и запущенным городом, но позже взгляды изменились. Вильнюс хорош! Желая развить тему самостоятельных туров выходного дня по Литве мы в теплой компании поехали в Каунас, город №2 в стране и бывшую ее столицу. Каунас жестоко разочаровал.
Поезд на 8:40 утра с Минска-Пассажирского внезапно не был подан за положенные полчаса до отъезда. Зеленый шестивагонный состав польского производства прибыл на 24-ую платформу лишь в 8:35! К тому времени на ней скопилось невиданное количество народа, волнительно обсуждавшего отсутствие средства передвижения. Но на удивление все запаковались аккурат за пять минут, и мы тронулись в сторону загнивающего капиталистического Евросоюза ровно по расписанию.
Об этом этапе путешествия говорить особо нечего, так как маршрут обкатан не менее десятка раз. Но вот по прибытию в столицу Литвы я внезапно встретил того самого дядечку из моего «мистического» поста, однако мы разминулись из-за очереди на паспортном контроле и обещанное интервью не состоялось. Впрочем, сам факт появления данного персонажа в моей жизни в очередной раз лишь подтверждает его, дядьки этого, некую особую сущность.
До поезда на Каунас у нас было около часа, но их вполне хватило, чтобы проштамповать паспорта и сбегать в «Максиму» за «Швитурис Традиционное», избранное в качестве топлива. Билет дальше мы брали прямо перед отправлением, он обошелся в 18 лит каждому (около 100 тысяч на белорусские деньги за 1:15 пути и 110 км).
Здесь стало поинтереснее. Мне впервые удалось прокатиться на поезде City Elefant производства чешской Skoda. У литовских железных дорог таких составов 10 штук, все они используются на линии Вильнюс — Каунас (в двух- и трехвагонном исполнении). Говорят, если будет все же электрифицирована линия Кяна — Молодечно, то такие же красавцы начнут ходить и в Минск.
Давайте зайдем внутрь. Двери открываются по нажатию кнопки, что стало уже стандартом и в белорусских Stadler. Сразу от входа есть лесенка наверх, сиденья установлены на переменных уровнях, внизу и на втором этаже — пространство используется максимально.
В City Elefant 318 сидячих и 330 стоячих мест (справедливо для 3 вагонов), но людей ездит немного, места есть всегда. Они расположены по схеме 2+2 и лишь в торцах вагонов есть дополнительный ряд спиной к окну. Окна в поезде классные, широкие, виды со второго этажа открываются любопытные. Поезд едет очень тихо и плавно, но не быстро. Даже по паспорту «слон» умеет лишь 160 км/ч.
Туалет чистый, пахнет приятно, все управляется электроникой, в том числе обдув рук, смыв, открытие и закрытие дверей, подача воды в умывальник. Открыт на любом этапе движения.
В составе не работал обещанный Wi-Fi, но розетки для подзарядки смартфонов наличествовали.
Поезд до Каунаса на 11:13 утра едет почти без остановок (обратно мы добирались около полутора часов, так как фактически City Elefant выполнял роль обычного пригородного «электрона») и пролетают они очень быстро. И вот мы в Каунасе!
Второй по величине город Литвы последние годы стремительно теряет население и уже не 400-тысячник, а всего лишь 300-тысячник. Экономическая ситуация сказывается и на, скажем так, внешнем виде уездного центра. Облупленные стены, тротуары, не знававшие ремонт лет 25, небогатые магазинчики и кафе — все это мы рассматривали по пути в гостиницу. Впрочем, тут надо понимать, что в условиях капитализма городским властям не надо пускать пыль в глаза оштукатуренными фасадами, здесь все «по чесноку». Сколько денег есть, столько плитки и уложено, ни сантиметром больше.
Гостиница зато оказалась очень хорошей. Radisson Park Inn попросил всего $35 с носа за ночь в двухместных номерах, предоставил чистые и уютные комнаты, накормил плотным завтраком. Я немного поснимал номер, чтобы показать простоту и качество недорогой гостиницы с мировым именем (реверанс в сторону белорусских отелей за бешеные деньги).
Ну а после мы наконец отправились гулять. Каунас откровенно разочаровал. Центральный бульвар с межвоенной застройкой тянется через весь центр города — неухоженный, малолюдный, темный, унылый. С микроскопическими магазинчиками, кофейнями и почти без ресторанов. Интерес у праздной публики к таким «развлечениям» соответствующий: здесь почти никого нет.
Ближе к центральной ратушной площади становится веселее. Дома «набирают» возраст и эклектику, туристов все больше, кафе все интереснее. На площади внушительной высоты Ратуша, костел и та самая елка из облаков, около которой все фотографируются. В Ратуше играли свадьбу, рядом работал каток, угощали рождественскими кушаньями. Милый провинциальный балтийский городок.
За центром расположен замок — почти полностью новодел, а также место слияния Немана и Вилии с удивительно быстрым течением. Так как было холодно, мы решили вернуться обратно и сходить в торговый центр Akropolis. Он оказался самым светлым пятном этого города с хорошим выбором всего. Выглядит по-европейски стильно и покупателей валом.
Малое количество баров и ресторанов сказывается на их заполняемости. Найти столик довольно сложно, удалось пристроиться в гастропабе RePUBlic, который гордо заявляет на вывеске, что работает уже 100 лет. На ужин подали остренькие мексиканские бургеры и вкусный салат, было много пива и хорошего настроения.
На следующее утро мы уехали в Вильнюс, откуда уже вечером ожидали поезд домой. Из-за измененного расписания пришлось ехать 5 (!) часов на составе Вильнюс — Москва формирования ЛЖД. Внутри был маленький филиал ада с полностью забитыми местами и двумя пьяными дальнобоями, которые через пару часов возлияний выразили неудовольствие нашими размышлениями о будущем Беларуси и потребовали сатисфакции. Кое-как успокоив мастеров баранки, вышли в Минске и поехали по домам.
В Каунасе решительно делать нечего, увы.