В сознании среднестатистического белоруса Хойники являются синонимом максимальной провинциальной дыры — краем места обитания всего живого, краем Ойкумены. Студенты пугают друга друга распределением в Хойники и иногда это распределение таки случается: городок пусть и действительно удаленный, но не микроскопический — прописано 12 тысяч человек. На самом деле настоящим «концом глобуса» в Беларуси разумно считать Комарин, а если считать только по райцентрам, то я бы голосовал за Россоны. Хойники же пусть и действительно глушь, но все-таки основные ворота в Полесский радиационный заповедник (КПП «Бабчин»), имеет железнодорожную станцию и неплохие автомобильные связи с внешним миром. Хотя все-таки глушь…
К северному краю города подведена тупиковая железнодорожная линия из Василевичей, построенная еще в 1911-м году. Хотя будет правильнее сказать, что это Хойники подведены к линии, так как изначально она обрывалась в нескольких километрах от границы населенного пункта, обслуживая только лесозаготовки. Но архитекторы Хойников справедливо решили, что развиваться райцентр должен именно в сторону стальной магистрали, поэтому в профиле он получился вытянутым с двумя выраженными центрами в старой части и новой.
При этом автостанция и вокзал разнесены на максимальное удаление друг от друга и это тот редкий случай, когда подобное решение является разумным и оправданным. Ведь автобус, въезжая со стороны новой части города, будет вынужден проехать весь райцентр, что удобно для пассажиров — а с северной стороны расположено шоссе на Речицу и далее Гомель.
Ладно, я все равно приехал из Мозыря, а это как раз сразу в старые Хойники прямиком на автостанцию. Утро в Мозыре:
Через час в Хойниках:
Автостанция стоит практически на въезде в город в конце улицы Карла Маркса. На улице крайний дом 38-й, а у станции 32-й номер.
Как ни странно, в Хойниках я бывал несколько раз, поэтому в целом городок мне знаком. Но главное: Хойники мне всегда казались какими-то пустынными в плане растительности. Тут как-то не хватает зеленых насаждений, хотя это может быть свойством местных почв. Нет, деревья, конечно, есть, не Казахстан.
Улица товарища Маркса ведет на центральную площадь, где, не сложно догадаться, расквартирован Ленин и установлены все важнейшие присутственные места. Весна!
Белавтодоровский знак, попадающийся в некоторых белорусских городах. Хойники справедиво один из самых удаленных от столицы городов, хотя Брест все равно дальше :) Реально наиболее далеким городом наверное стоит считать Высокое (короче 370 км по автодорогам маршрута не нашел), а из райцентров это явно будет Хотимск (390 км кратчайший вариант).
Площадь сложена из стандартных домов-деталей, типовых повторных проектов для дома культуры, исполкома и так далее. Все узнаваемо и распространено в стране.
Не помню, где такой дом торговли видел, но где-то видел.
Улица Карла Маркса пересекается под прямым углом с Советской и на месте их пересечения и есть площадь. В свою очередь Советская уводит из старой части городка в новую, сформировавшуюся около железнодорожной станции. Поворачиваю на нее:
Типовой ресторан:
Застройка быстро переходит в усадебную, а этажность снижается. Улица очень длинная, до нового города около 3 километров.
Гостиница модернизирована как минимум внешне. Не факт, что внутри все окей, может быть и адочек :)
А это что-то от силовиков, причем, похоже, чуть не в единственном дореволюционном здании города.
Костел Вознесения Девы Марии, новодел из силиката. Как ни странно, я люблю такие культовые сооружения, построенные честно и от души: насколько было денег, так и сделали. Значит, не освоения бабла для, а по искренней любви.
Улица продолжается в сторону нового города:
Из-за профиля города местные власти вынуждены крепко поддерживать городское автобусное движение, так как даже на велосипеде не так просто пересечь Хойники из конца в конец. Обычно в Беларуси мелкие райцентры возят горожан чисто номинально, скажем, 5 рейсов в день по одному маршруту, 5. по другому. В Хойниках можно просто стать на остановке, и автобус приедет почти как в серьезном городе.
Я так и сделал, чтобы не тратить время на проход по длинному частному сектору и сразу переместился в новый город. По пути автобус проезжает улицу Ивана Мележа, уроженца здешних мест.
Новый город:
Понятно, «новые Хойники» это не бог весть что, а преимущественно построенные несколько десятилетий назад кварталы пятиэтажек и общественные пространства в советском планировочном понимании. Типичный «спальник», сомасштабный райцентру, но в целом ничем не отличающийся от такого же в любом другом месте.
Во дворы!
А вот дворы… Честно, такой разрухи в белорусских дворах я не видел никогда. В целом сложно вообще сказать, будто Беларусь может гордиться каким-то особенным благоустройством внутриквартальных территорий, но в Хойниках просто ничего нет. Сплошная грязь, раскатанная машинами, жалкие остатки асфальта и тротуаров. Жесткач!
Причем, похоже, это не флуктуация, а обычная картина. Я прошел несколько блоков зданий, все примерно было одинаково:
Увы, времени идти на станцию не было, так как я должен был отправляться на маршрутке дальше в Брагин. Железнодорожную ветку я обкатал чуть не 20 лет назад, но однажды на нее вернусь — неподалеку от промежуточной остановки есть в лесу интересный полупокинутый многоэтажный поселок.