Интересное инфраструктурное событие в Беларуси: вчера Могилев официально стал вторым белорусским городом с регулярным электробусным движением (хотя мог быть и третьим, так как фактически в этом ряду некоторое время находился Бобруйск). И хотя две новые машины еще какое-то время будут кататься по городу без пассажиров, презентовать общественности их решили именно накануне. Самое интересное, что это не «белкоммунмашевские» электробусы, а китайские, подарок от провинции Хунань. Такое дело нельзя было пропустить, поэтому я выдвинулся в Могилев.
Я было собирался ехать один, но сначала в компанию подключился знакомый твиттерский, а затем и мсье Волотко, который как раз взял на тест свежую тачку от Skoda, на которой мы и сделали шесть сотен километров в пасмурный январский день 19 января.
По пути заскочили в Березино и Шклов, сделали пару кадров, съели по хот-догу на газпромовской заправке.
Электробусы Могилеву подарили довольно давно, к 750-летию города, и они потребовали какое-то время на сертификацию и прочую бюрократию, а затем катались по городу в рамках обкатки. Официально презентовать их решили лишь в январе, для чего у Ратуши сделали сцену, поставили колонки, вызвали пару чиновников высокого уровня и позвали посла Китая. Кроме того, на площадь согнали ликующую общественность.
Электробусы совсем нульцевые и модель свежая, ее нет даже на сайте производителя CRRC. Китайцы рассказали, что машины разработаны для европейского рынка и существуют пока в 4-х экземплярах. Два в Могилеве и два в Риме.
В Могилеве работать будут «красненькая» и «зелененькая» — с именами «Могилев» и «Хунань» соответственно.
Это электробусы аккумуляторного типа. Энергия накапливается в огромном аккумуляторе (вероятно, он в заднем свесе), заряда хватает до 250 километров. Предполагается, что в смену машина будет делать на 4-м маршруте примерно 150 километров, а затем отправляться в парк на ночную подзарядку.
Это существенное отличие от минских электробусов конденсаторного типа. Наши заряжаются быстро, но на короткую дистанцию, а могилевские (китайские) медленно, но на целый день. При этом суперконденсаторы не подвергаются эффекту старения, а аккумуляторы рано или поздно потребуют замены — как в вашем мобильнике.
Электробусы полностью низкопольные в рамках единого стандарта доступности людей с ограниченными возможностями. К сожалению, салон без пассажиров я отфоткать не успел, так как в него по команде набилось 100500 радостных горожан.
Места маловато, но типично для низкопольников. Широкие колесные арки, однако разумная накопительная площадка напротив центральной двери. Очень грамотно сделаны полуторные сидения в передней части салона (вы такие наверняка видели в Европе) — экономят место и позволяют комфортно сидеть маме с дитем либо толстяку. Розетки не замечены. Пластик слегонца пах химозой.
Поехали:
Электробусы начнут работать с пассажирами в середине февраля.
Практически 100% можно утверждать, что Могилеву никто не даст покупать импортную технику при работающих заводах в Беларуси, поэтому две машины так и останутся двумя машинами.
Ну а сам подарок — это, конечно, не просто подарок, а знак успешного вхождения китайского капитала в регион. У китайцев так принято.