Принято считать, что конкуренция самым благотворным образом сказывается на качестве услуг. Что невидимая рука рынка поощряет лучших и доводит до могильной плиты худших. И что выигрывает только потребитель: ведь он за меньшие деньги получает качественный товар (а иногда и большее его количество). Но в Зазеркалье это работает не всегда! Посмотрите на минские киносети и отдельные кинотеатры: конкуренция между ними ничего не дает. Ни-че-го.
Я очень люблю кино и стараюсь смотреть все основные премьеры. Кстати, у меня в инстаграме есть забавный аккаунт микрорецензий на актуальные ленты, идущие прямо сейчас в минских кинотеатрах — подписывайтесь, никакого спама, все по делу. Я уже как-то писал, что, несмотря на некоторое количество претензий, моей любимой сетью является Silver Screen. Это — наиболее удачное соотношение цены и качества в Минске. Кроме того, Silver является единственной в стране сетью, занимающейся развитием — компания уже дважды расширялась, открывая мультиплексы в «Арене-Сити» и Dana Mall. Причем последний, без сомнения, крутейший кинотеатр, лучший в стране. Однако даже Silver Screen регулярно «забывает» о конкуренции с остальными сетями и кинотеатрами-одиночками, хотя об этом будет ниже.
Начну я с «Киновидеопроката», продвигающего свои услуги под брендом «Кино Минска». Эта сеть объединяет несколько кинотеатров советских лет постройки, а также один относительно новый мультиплекс «Беларусь». Несмотря на то, что все без исключения кинотеатры, оставленные в сети, подверглись глубокому ремонту либо модернизации, все они уже нуждаются в очередном омоложении. Даже казавшийся невероятно крутым «Беларусь» сейчас смотрится если не как динозавр, то какое-нибудь менее древнее ископаемое животное. Звук, свет, экраны, кресла, торговля сопутствующими товарами — все это недалеко ушло от «совка».
Впрочем, тут у «Киновидеопроката» есть чем ответить. Сеть продвигается под слоганом «Смотри кино по честной цене» и, никаких сомнений, государственный прокатчик дает самую низкую цену в городе. По большому счету это единственный его аргумент в конкуренции с остальными сетями. Во всем остальном он проигрывает и — подтверждая тему поста — ничего не меняет. «Киновидеопрокат» не строит залы, не арендует новые, лишь изредка показывает фильмы, отсутствующие у других, не внедряет систему лояльности, никак не развивает торговлю в фойе, в общем не предлагает ничего, что могло бы привлечь еще больше людей в его залы. Одно только — «честная цена».
Кинотеатр в ТРЦ «Замок» реально классный. Прекрасные кресла, рядом куча еды и других развлечений, практически аналогичный «сильверскринам» репертуар, огромные экраны, сочный звук. Так как «Замок» находится в одной ценовой категории с Silver Screen, стоит ожидать, что конкуренция должна чувствоваться между этими двумя игроками. Ничего подобного. Ни системы лояльности, ни отличий в репертуаре. Кинотеатр для «случайного сеанса» — когда едешь в ТРЦ за покупками в выходной, а заодно остаешься на показ.
Falcon Club. О нем я тоже писал пост — тоже не без порции критики. Современный, удобный, во многом камерный мультиплекс в самой высокой ценовой категории. Большую часть времени стоит пустым, потому что дорогой — в некоторые залы, например, нельзя купить одиночный билет, только двойной, и альтернативы нет никакой. Очень старается в меру своих возможностей и с репертуаром, и с системой лояльности, однако платить около 25 рублей за сеанс не всегда поднимается рука. Если же идти в зал с обычными креслами, то выбор падет на Silver по ряду причин (лично у меня).
«Дворец Республики» и «Арткинотеатр». Два странных образования, про которых ничего особо не слышно. Показывают то же, что и остальные, как-то играют с ценами, но заметно проигрывают по качеству картинки и звука. Попадал в них только от безысходности. Нет ни одной причины идти на сеансы в эти залы.
Наконец, Silver Screen. Прогрессивная сеть, пусть и не без недочетов. Благодаря им в Минске стали показывать кучу премьер, раньше обходивших наш город стороной. Кинотеатры, поднявшие уровень услуг в стране заметно выше того, к чему мы привыкли. Однако так же застрявшие на этом уровне. Кроме того, Silver Screen — это иногда очень странное отсутствие в репертуаре важных фильмов (например, в этом году не прокатили «Валериан» и много чего еще), всегда — малопонятное ценообразование с одноразовыми очками при покупке через интернет; а конкретно с вечно пустующей «Арена Сити» — еще и отсутствие скидок в этот зал. Сейчас Silver не показывает ничего, что нельзя найти в других кинотеатрах, не принимает «Листапад», не имеет сеансов в период с 10 до 12 утра (невероятно, но «Кино Минска» имеет).
Ну и где невидимая рука рынка?