Чистенько, порядочек, очень по-белорусски. Кобрин

▶︎ То, что остается за кадром: мой инстаграм ◀︎

Кобрин — идеальный с точки зрения белорусской архитектурной мысли город. Обладающий неплохо сохранившимся историческим центром, он облагорожен по высочайшим стандартам отечественных традиций благоустройства — с густыми слоями штукатурки, светлыми фасадами и стеклопакетами в оконных проемах домов XIX века. Кобрин стал первым пунктом моего ультрамарафона по Брестской области в один из майских выходных дней. В семь утра я вышел из поезда, всю ночь ехавшего в Кобрин из Минска, и принялся истово краеведить.

В Беларуси есть несколько пассажирских поездов, умудряющихся проезжать не самые большие расстояния за полноценную ночь. Из Минска всю ночь можно ехать в Гомель (№632, 8 часов в пути), Витебск (№615, 9 часов в пути), Гродно (№631, 7,5 часов в пути), Брест (№657, 9 часов в пути) и даже Миоры (№625, 8,5 часов в пути). Особый мой любимчик беспересадочный вагон Брест — Гродно, который доставляет удовольствие своим пассажирам аж 12,5 часов. А ведь был еще легендарный поезд Барановичи — Житковичи с вагонами до Житомира :)

Так вот, я выбрал дорогу до Кобрина именно по железке и именно таким «ночником», чтобы успеть за световой день как можно больше. Забегая вперед скажу, что тогда я поставил свой личный рекорд по ходьбе — 42 тысячи шагов. Десять тысяч из них как раз и пришлись на Кобрин, на вокзале которого я выгрузился еще без нескольких минут семь.

Станция расположена в малоразвитой северной части города, в то время как центр и основные жилые массивы лежат к югу — за Днепро-Бугским каналом. Полесская железнодорожная магистраль, линейной станцией которой и является Кобрин, не пересекает канал вообще, на всем протяжении его оставаясь на одном берегу.

Да, Кобрин является мощнейшим узлом автодорог, в этом городе пересекаются М1, М10, М12 и несколько региональных рокад, но примыкание Полесской железки и центрального хода Брест — Москва происходит чуть западнее в Жабинке.

В общем, я пошел пешком в сторону моста через Мухавец, наслаждаясь прозрачным майским утром.

Эта фотка с картонным мальчиком разошлась из моих сетей по профильным дискуссиям о безопасности дорожного движения и в итоге вылилась в большой материал на ABW. Кому интересно — почитайте.

Улица Ленина ведет в центр города через Мухавец. Старая застройка с более поздними пристройками, обшитыми сайдингом. Когда это уже будет считаться варварством?

Деревянная Свято-Никольская православная церковь 1750 (!) года постройки. Сохранилась в первозданном виде до наших дней:

На мосту через Мухавец зеленстроевцы провели операцию по убер-кронированию деревьев. Это, конечно, жесть.

Мухавец в пределах центральной части города одет в бетон.

Это от того, что (в том числе) Мухавец сопряжен с Днепро-Бугским каналом. Канал является судоходным, по нему перевозятся грузы в порт Бреста, а построен он еще при последнем короле Польши в XVIII веке. Это участок того самого пути из Балтийского в Черное море.

Ну и сразу начинается центр. Александро-Невский кафедральный собор середины XIX века с колхозным забором:

У собора мемориал с потешными пушками в честь павших солдат войны 1812-го:

Кобрину повезло в том плане, что в центре города остались практически нетронутыми малоэтажные исторические здания. Местная власть облагородила их строго в рамках понимания красоты по-белорусски. Я не знаю как объяснить, что это очень плохо… Представьте хотя бы открытую кирпичную красную кладку на месте розовых фасадов. Ну, разве было бы хуже?

Патриотически оформленный памятник освобождения Кобрина от немцев:

И еще в городе нашлась вполне годная пешеходка с велосипедной дорожкой, лавочками, парой кафе и даже киоском буккросинга. Для райцентра хорошо.

Почему она называется именем Суворова, весьма спорного персонажа в отношении Беларуси? Ну, потому, что у нас вообще к топонимам относятся без какой-либо исторической оглядки :) Повод выделить имя русского полководца один: Суворов являлся владельцем имения в Кобрине и проживал вот в этом доме (сохранился частично, перестроен):

Вот это — целый музей Суворова:

Там дальше еще будет парк, но о нем чуть позже.

Исполком и центральная площадь с застройкой:

Указатели до городов-побратимов Кобрина:

Цитата из Ипатьевской летописи и немного клюквы:

В центре же лежит большой Суворовский парк — старейший парк на территории Беларуси. Место симпатичное! Здесь погулять в кайф.

Именно в этом парке и стояло имение Суворова, не сохранившееся до наших дней.

Зато сейчас есть аквапарк, кафе, школа искусств, амфитеатр. Все для трудящихся!

За парком застройка разуплотняется, но подрастает ее этажность — начинаются панельные микрорайоны разных лет застройки. Кобрин вообще пятидесятитысячник, что по белорусским меркам очень даже ок. В Брестской области занимает четвертое место по населению после областного центра, Барановичей и Пинска.

В какой-то мере не такие и плохонькие внешне новостройки — в чистом поле.

Частная гостиница в городе — «Суворов». С ней связана какая-то мутная история с судебными тяжбами ее швейцарского инвестора за бизнес. Флаг Швейцарии висит на входе, может получилось отстоять.

Старейший действующий мелиоративный канал Беларуси — Бона. Назван в честь Боны Сфорца, которая и приказала его построить еще в XVI веке.

В коллекцию нейминга:

И поехал дальше!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал "Минск и минчанин". ◀︎