Чистенько, порядочек, очень по-белорусски. Кобрин

Подпишись на мой telegram-канал о Минске: в нем всякие забавные штуки, попадающиеся по пути. Контент нигде не дублируется!

Кобрин — идеальный с точки зрения белорусской архитектурной мысли город. Обладающий неплохо сохранившимся историческим центром, он облагорожен по высочайшим стандартам отечественных традиций благоустройства — с густыми слоями штукатурки, светлыми фасадами и стеклопакетами в оконных проемах домов XIX века. Кобрин стал первым пунктом моего ультрамарафона по Брестской области в один из майских выходных дней. В семь утра я вышел из поезда, всю ночь ехавшего в Кобрин из Минска, и принялся истово краеведить.

В Беларуси есть несколько пассажирских поездов, умудряющихся проезжать не самые большие расстояния за полноценную ночь. Из Минска всю ночь можно ехать в Гомель (№632, 8 часов в пути), Витебск (№615, 9 часов в пути), Гродно (№631, 7,5 часов в пути), Брест (№657, 9 часов в пути) и даже Миоры (№625, 8,5 часов в пути). Особый мой любимчик беспересадочный вагон Брест — Гродно, который доставляет удовольствие своим пассажирам аж 12,5 часов. А ведь был еще легендарный поезд Барановичи — Житковичи с вагонами до Житомира :)

Так вот, я выбрал дорогу до Кобрина именно по железке и именно таким «ночником», чтобы успеть за световой день как можно больше. Забегая вперед скажу, что тогда я поставил свой личный рекорд по ходьбе — 42 тысячи шагов. Десять тысяч из них как раз и пришлись на Кобрин, на вокзале которого я выгрузился еще без нескольких минут семь.

Станция расположена в малоразвитой северной части города, в то время как центр и основные жилые массивы лежат к югу — за Днепро-Бугским каналом. Полесская железнодорожная магистраль, линейной станцией которой и является Кобрин, не пересекает канал вообще, на всем протяжении его оставаясь на одном берегу.

Да, Кобрин является мощнейшим узлом автодорог, в этом городе пересекаются М1, М10, М12 и несколько региональных рокад, но примыкание Полесской железки и центрального хода Брест — Москва происходит чуть западнее в Жабинке.

В общем, я пошел пешком в сторону моста через Мухавец, наслаждаясь прозрачным майским утром.

Эта фотка с картонным мальчиком разошлась из моих сетей по профильным дискуссиям о безопасности дорожного движения и в итоге вылилась в большой материал на ABW. Кому интересно — почитайте.

Улица Ленина ведет в центр города через Мухавец. Старая застройка с более поздними пристройками, обшитыми сайдингом. Когда это уже будет считаться варварством?

Деревянная Свято-Никольская православная церковь 1750 (!) года постройки. Сохранилась в первозданном виде до наших дней:

На мосту через Мухавец зеленстроевцы провели операцию по убер-кронированию деревьев. Это, конечно, жесть.

Мухавец в пределах центральной части города одет в бетон.

Это от того, что (в том числе) Мухавец сопряжен с Днепро-Бугским каналом. Канал является судоходным, по нему перевозятся грузы в порт Бреста, а построен он еще при последнем короле Польши в XVIII веке. Это участок того самого пути из Балтийского в Черное море.

Ну и сразу начинается центр. Александро-Невский кафедральный собор середины XIX века с колхозным забором:

У собора мемориал с потешными пушками в честь павших солдат войны 1812-го:

Кобрину повезло в том плане, что в центре города остались практически нетронутыми малоэтажные исторические здания. Местная власть облагородила их строго в рамках понимания красоты по-белорусски. Я не знаю как объяснить, что это очень плохо… Представьте хотя бы открытую кирпичную красную кладку на месте розовых фасадов. Ну, разве было бы хуже?

Патриотически оформленный памятник освобождения Кобрина от немцев:

И еще в городе нашлась вполне годная пешеходка с велосипедной дорожкой, лавочками, парой кафе и даже киоском буккросинга. Для райцентра хорошо.

Почему она называется именем Суворова, весьма спорного персонажа в отношении Беларуси? Ну, потому, что у нас вообще к топонимам относятся без какой-либо исторической оглядки :) Повод выделить имя русского полководца один: Суворов являлся владельцем имения в Кобрине и проживал вот в этом доме (сохранился частично, перестроен):

Вот это — целый музей Суворова:

Там дальше еще будет парк, но о нем чуть позже.

Исполком и центральная площадь с застройкой:

Указатели до городов-побратимов Кобрина:

Цитата из Ипатьевской летописи и немного клюквы:

В центре же лежит большой Суворовский парк — старейший парк на территории Беларуси. Место симпатичное! Здесь погулять в кайф.

Именно в этом парке и стояло имение Суворова, не сохранившееся до наших дней.

Зато сейчас есть аквапарк, кафе, школа искусств, амфитеатр. Все для трудящихся!

За парком застройка разуплотняется, но подрастает ее этажность — начинаются панельные микрорайоны разных лет застройки. Кобрин вообще пятидесятитысячник, что по белорусским меркам очень даже ок. В Брестской области занимает четвертое место по населению после областного центра, Барановичей и Пинска.

В какой-то мере не такие и плохонькие внешне новостройки — в чистом поле.

Частная гостиница в городе — «Суворов». С ней связана какая-то мутная история с судебными тяжбами ее швейцарского инвестора за бизнес. Флаг Швейцарии висит на входе, может получилось отстоять.

Старейший действующий мелиоративный канал Беларуси — Бона. Назван в честь Боны Сфорца, которая и приказала его построить еще в XVI веке.

В коллекцию нейминга:

И поехал дальше!

Не хотите пропускать мои посты?
Подпишитесь на сообщества в Фэйсбук, Вконтакте или Одноклассниках.
Хотите больше? В Инстаграме, Телеграме и Ютьюбе то, что не попадает в блог!

Ваш бизнес может стать партнером моих путешествий по Беларуси, СНГ, всему миру. Узнайте подробности >>

Кстати, у меня есть другие посты из регионов Беларуси. Выбирай на карте:

PR товаров и услуг и в белорусской прессе. О вас напишут ведущие СМИ Беларуси!

4
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий.
Nikolay Fomin
Участник
Nikolay Fomin

>> потешными пушками
это мортиры.

Valerka Zhuk
Участник
Valerka Zhuk

Особняк Суворова и есть музей, а музей побольше посвящён великой отечественной войне. Аквапарк построен за пределами парка, амфитеатр на месте старого деревянного летнего театра.

Aleksandr Kripinevich
Участник
Aleksandr Kripinevich

Ну на фотографиях начала 20 века и за польским часом центральная застройка с большего оштукатурена, но то такое. Репортаж хорош. Но, надо было ещё с востока на запад пройти. Много интересного и исторического упущено.

Андрей Дробышевский
Участник
Андрей Дробышевский

Город поразил меня своей стерильностью 80 lvl даже по белорусским меркам.
Вполне себе годный для проживания,как по мне.
Нужно было еще больше фоток «Мегатопа» — 5 штук маловато.
Фото с вагонами и пешеходным мостом можно использовать в будущем в посте про любой город,где есть вокзал и пешеходный мост — настолько они везде однотипные.
Сам репортаж понравился, ставлю плюсик в графе «Кобрин»